Вопрос 1. При подготовке к данному семинарскому занятию студенту необходимо вспомнить, что такое крепостное право

При подготовке к данному семинарскому занятию студенту необходимо вспомнить, что такое крепостное право, каковы основные этапы закрепощения крестьян в России и шаги по облегчению крестьянского крепостного состояния в первой половине XIX века.

Студенту необходимо выяснить предпосылки и причины отмены крепостного права в России, охарактеризовать условия, в которых проходила подготовка реформы. Студенту следует понимать, что основной целью отмены крепостного права было дарование личной свободы крепостным крестьянам и наделение их землёй. Главной сложностью при подготовке реформы была необходимость разрешения земельной проблемы, что заставляло правительство искать компромисс между желаниями помещиков (сохранить в своих руках землю либо получить за нее эквивалентную денежную компенсацию) и стремлением крестьян получить надел в собственность (с минимальными материальными потерями). Студент должен знать круг обязанностей и направления деятельности таких органов как: Секретный (Главный) комитет, Редакционные комиссии, губернские комитеты. Студент должен уметь анализировать основные утвержденные положения крестьянской реформы. Для более глубокого понимания сущности реформы студенту необходимо уметь давать определение следующим понятиям: временнообязанные крестьяне, выкупная операция, отработочная система, отрезки, прирезки, чересполосица, мировые посредники, издольщина, уставная грамота.

Студент должен понимать, что реформа имела сложный (компромиссный) характер, поэтому ему необходимо разобраться в том – достигла ли она своей цели (была ли завершенной), были ли крестьяне удовлетворены условиями проведения реформы, в чьих интересах осуществлялась реформа, каковы ее итоги и историческое значение?

Студент должен понимать, что закономерным следствием реформы по отмене крепостного права являлись либеральные реформы 60 – 70-х гг. XIX века. Студенту необходимо уметь давать характеристику следующим реформам: земская (1864 г.), городская (1870 г.), судебная (1864 г.), военная (1874 г.), в сфере образования (1863 г.). Студент должен уметь характеризовать степень завершенности/незавершенности реформ 60 – 70-х годов XIX века в России, знать, каково было их значение для дальнейшего развития российского общества и, в целом, российской государственности.

Студент должен обратить внимание, что все реформы были инициированы государством (то есть осуществлялись «сверху»). Значительная часть общества (в первую очередь, крестьяне – политически неграмотные), реально заинтересованная в их проведении, не могла сформулировать своих требований и проявить инициативу «снизу».

Студент должен знать обстоятельства, помешавшие Александру II принять конституционный проект для Российской империи М.Т. Лорис-Меликова.

Освоив материал к данному вопросу, студент должен прийти к следующим выводам:

- в результате модернизации Российского государства в 60 – 70-х годах XIX века в его экономической жизни произошли изменения, приведшие к утверждению капитализма (по западному образцу);

- в социальной жизни, несмотря на произошедшие изменения, наблюдалось лишь некоторое приближение к социальной структуре капиталистического общества (сохранялись феодальные пережитки);

- в политическом плане – устройство Российского государства осталось неизменным (неограниченная власть монарха, отсутствие контроля со стороны общества – восточный тип политического устройства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: