Вопрос 3. При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо уметь давать характеристику личности Екатерины II и знать обстоятельства ее восшествия на русский

При рассмотрении данного вопроса студенту необходимо уметь давать характеристику личности Екатерины II и знать обстоятельства ее восшествия на русский престол. Студент должен охарактеризовать основные задачи внутренней политики Екатерины II (решение крестьянского вопроса, усовершенствование управления государством, упрочение позиций монарха и поиск социальной опоры монархической власти) и возможные пути их решения.

Студент должен иметь представление о том, что в основу внутренней политики Екатерины II легли идеи просвещенного абсолютизма. Студент должен знать, что такое просвещенный абсолютизм (как комплекс идей и как вектор реальной внутренней политики).

Студенту необходимо уяснить, как сама императрица понимала идеи просвещенного абсолютизма применительно к российской действительности. Формально разделяя взгляды французских просветителей, Екатерина II считала самодержавие оптимальной формой политического устройства для России; настаивала на необходимости становления правового государства, не желая ограничивать власть монарха; была сторонницей реализации идеи равенства всех граждан перед законом при сохранении крепостного права.

При характеристике внутренней политики Екатерины II студент должен учитывать существование противоречий между идеями французских просветителей и реальными действиями Екатерины II, что в итоге привело к неоднозначным последствиям в реализации этих идей на практике.

Студентам необходимо уметь давать характеристику основным мероприятиям Екатерины II в социально-экономической, политической, культурной жизни государства и уметь выявлять в них степень соответствия/несоответствия идеям просвещенного абсолютизма.

Основные мероприятия: созыв Уложенной комиссии и подготовка Наказа к ней, указы, связанные с развитием экономики, законотворчество в социальной сфере (в отношение крестьянства и дворянства), реформирование государственного устройства и управления на местах, издание Жалованных грамот дворянству и городам, указ о секуляризации церковных имуществ, политика в сфере образования и просвещения.

Одним из результатов непоследовательной внутренней политики Екатерины II была крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773 – 1775 гг.). Студент должен уметь характеризовать причины, выявлять основных сторонников восстания, знать основные события крестьянской войны, ее итог, последствия и влияние на дальнейший политический курс Екатерины II.

Студент должен оценить политику Екатерины II в области просвещения и уметь характеризовать ее издательскую деятельность, а в ее рамках – полемику с представителями российского дворянства, критически оценивавшими ее правление: А. Радищев, Н. Новиков.

Давая оценку правлению Екатерины II, студент должен прийти к выводу, что в этот период в России проводились внешние преобразования (в соответствии с идеями просвещенного абсолютизма), не затронувшие основ феодально-крепостнической системы. Постепенно увеличивалось отставание Российской империи от ведущих стран Запада, вступивших в стадию капитализма.

Занятие 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: