Вопрос 2. Подготовка данного вопроса семинарского занятия связана с содержанием предыдущего вопроса занятия

Подготовка данного вопроса семинарского занятия связана с содержанием предыдущего вопроса занятия. Студенту необходимо вспомнить, в чем заключается сущность понятия «модернизация» и в каких сферах экономической жизни государства этот процесс может осуществляться.

При освоении данного вопроса студенту необходимо знать основные события биографии таких государственных деятелей как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин, уметь давать характеристику их взглядам на экономическую и политическую ситуацию в стране. Студенту необходимо выделить предпосылки и причины экономической модернизации в России на рубеже XIX – XX веков. Студент должен понимать, что в данный период продолжалось интенсивное вмешательство государства в экономику страны, направленное на поощрение развития промышленности и сельского хозяйства. В рамках этих основных направлений осуществлялись реформаторские мероприятия С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Студенту следует выяснить основные цели реформ названных государственных деятелей. Студенту необходимо знать содержание основных мер, предпринятых реформаторами, сложности при реализации, их результативность; уметь оценивать степень достижения комплексом указанных мероприятий поставленных целей.

Для анализа модернизационных процессов, происходивших в российской экономике, предлагается рассмотреть следующие преобразования в социально-экономической жизни Российской империи:

- меры, предпринятые С.Ю. Витте (начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали – 1891 г., введение винной монополии – 1895 г., финансовая реформа – 1897 г., снятие препятствий для иностранных инвестиций в русскую промышленность – 1899 г., учреждение «Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности» – 1902 г., отмена круговой поруки в крестьянской общине – 1903 г.);

- законодательное оформление дальнейших мер по модернизации российской экономики, предложенных уже П.А. Столыпиным, было закреплено в таких законодательных актах как указ «О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» – 1906 г., «Положение о землеустройстве» – 1911 г. На основе этих документов реализовывались следующие меры: свободный выход крестьян из общины и получение надельной земли в собственность, переселенческая политика, активизация деятельности Крестьянского банка.

В результате рассмотрения данного вопроса семинарского занятия студент должен уметь оценивать влияние реформ на экономическую ситуацию в стране и степень их эффективности.

Студент должен прийти к выводу, что, несмотря на эффективность мер, предпринятых С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным в направлениях индустриальной и сельскохозяйственной модернизации, их реализация сталкивалась с рядом серьезных проблем:

- нехватка времени в условиях кризисного состояния Российской империи и надвигавшейся Первой мировой войны;

- недостаточное политическое обеспечение;

- инертность традиционного общества в восприятии реформ;

- неразвитость частной инициативы;

- высокая доля иностранного капитала в экономике (до 55%).

Занятие 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: