Заключение. В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство – чувство ценности человеческой личности

В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство – чувство ценности человеческой личности. Оно проявляется тогда, когда общество с удивлением вспоминает, что великие стройки делаются не ради великих строек, но и во имя самих строителей. Вдруг обнаруживается, что строители – это не только «кадры», «работники», но и люди. И от индивидуальных действий этих людей зависит как их собственная судьба, так и судьба всего человечества. И тогда пробивает час, когда вечные вопросы «что есть человек?», «когда рождается личность?», «в чем смысл жизни?» перестают восприниматься как абстракция или игра бездельного ума.

Современная социальная ситуация дает возможность для полноценного развития и функционирования далеко не каждой личности. Для этого необходимы определенные условия, основу которых составляет способность к безусловному принятию себя и других, устойчивое отношение к себе как к уникальной личности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, которые, быть может, имеют не меньшую ценность.

Психологическая сущность личности, ее развитие и бытие является одной из центральных проблем психологии. Известно, что в современной психологии нет единой картины человека. Существует множество подходов к определению мира человека: глубинный, поведенческий, когнитивный и др. В каждой традиции имеются свои взгляды на определение личности, механизмов ее развития, построение программ психологической помощи, их принципов и технологий. В результате человек как единая психологическая реальность оказывается как бы «поделенным» между различными психологическими ориентациями, в ведении и компетенции которых находятся разные виды этой реальности: поведение – у бихевиористов, ментальные образования – у когнитивистов, экзистенциальные ценности – у гуманистических психологов и т. п. Однако исследователь, а также практический психолог в профессиональной деятельности имеет дело с целостным проявлением психологии человека, и поэтому он нуждается в интегрированном представлении о многообразных психических свойствах и целостном представлении о психологии человека.

Представляя попытку интеграции в данном учебном пособии накопленных в науке данных по психологии личности и психологии развития, мы руководствовались убеждением, что невозможно говорить о личности вне ее связи с развитием. Хотя и к развитию личности современные авторы подходят в русле двух разнонаправленных парадигм: объективной и субъективной. Одна предполагает исследование развития на протяжении всей жизни человека (lifespan development), в котором исследователи пытаются проследить изменения разных психических явлений и процессов в течение всей жизни человека. Другая – исследование динамики жизненных событий (life course approach), предполагающая оценку субъективного влияния на индивида жизненно важных событий. Каковы бы ни были методологические разногласия исследователей относительно соотношения объективного и субъективного в развитии человека, каждая личность с необходимостью претерпевает те или иные объективные и субъективные изменения, которые и определяют ее личностный рост.

Перефразируя высказывание П. П. Блонского о том, что поведение может быть понято только как история поведения, хочется сказать: психология личности может быть понята только как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Именно это положение лежит в основе интегративного подхода к изучению предмета психологии личности, развитию личности в процессе жизненного пути, представленного в данном пособии.

«Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества... Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь», – сказал замечательный психолог С. Л. Рубинштейн (1973). Только бы люди на Земле хотели продолжения человеческого...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: