Рабочая программа. В пособии дано систематическое изложение основных проблем, с которыми имеет дело профессиональный психолог

Е.Л. Доценко

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

(учебное пособие)

Тюмень – 2008


Аннотация

В пособии дано систематическое изложение основных проблем, с которыми имеет дело профессиональный психолог, работающий с личностью. Эти проблемы касаются тех особенностей человека, которые определяют его способность управлять своей жизнью, брать на себя ответственность за свои решения, осмысленно формировать свою идентичность. Личность рассматривается как реальность, не совпадающая с тем, что принято называть психикой и сознанием. Под личностью понимается способность человека совершать ответственные выборы на своем жизненном пути. Очень большое место в предлагаемой работе отводится генезису личности. Так, впервые читателям предлагается описание того, в результате каких общественных процессов возникла личность как индивидуальное качество человека. А онтогенез охватывает всю жизнь человека, от внутриутробного развития до зрелости.

Учебное пособие предназначено для студентов университетов, обучающихся по специальности (направлению) «Психология». Оно будет полезно также и для уже работающих психологов. Объединение профессионального опыта теорией, специально «заостренной» под практику, сделает работу психолога более осмысленной и эффективной.


Оглавление

Стр.

Введение. 21

Глава 1. Общее представление о личности.. 25

1.1. Личность как феномен. 25

1.2. Этимологические корни понятия «личность». 27

1.2.1. Латинское «рersona». 28

1.2.1. Русское «личность». 32

1.2.3. Сравнение европейского и российского путей становления понятия «личность». 38

1.3. Разграничение терминов, используемых в психологии. 39

1.3.1. Личность и человек. 40

1.4.1. Индивид (организм) и личность. 43

1.5.1. Социальный индивид и личность. 47

1.6.1. Личность, индивидуальность, субъект. 55

1.4. Определение личности. 60

1.4.1. Динамическое определение личности. 61

1.4.2. Структурное определение личности. 64

1.4.3. Анализ случая. 69

1.4.4. Личность как функция. 79

Глава 2. Становление личности в антропогенезе. 86

2.1. Предмет обсуждения: мотивационная динамика. 87

2.2. Социальные предпосылки возникновения личности. 89

2.3. Социальная идентификация и социальная дискриминация. 98

2.4. Борьба устремлений – социальный прототип личностного процесса 108

2.5. Факторы, обусловливающие личность как персональное явление. 124

2.6. Личность как интериоризованные отношения. 132

Глава 3. Теоретическое осмысление личности.. 138

3.1. Мотивационная динамика. 138

3.1.1. Смыслы и отношения. 139

3.1.2. Смысловые динамические системы.. 144

3.2. Общение. 148

3.3. Деятельность. 155

3.4. Установки. 160

3.4.1. Процессы, порождающие установки. 160

3.4.2. Актуальная работа установок. 165

3.4.3. Определение характера. 168

3.4.4. Формирование и функционирование характера. 172

3.5. Структурно-динамическая организация личности. 180

3.5.1. Комплекс. 180

3.5.2. Отношение. 182

3.5.3. Множественность личности. 185

3.5.4. Внутриличностная динамика и межличностное взаимодействие 188

3.6. Кризисы личностного развития. 191

3.6.1. Предкритическая фаза. 191

3.6.2. Критическая фаза. 196

3.6.3. Посткритическая фаза. 199

3.6.4. Ненормативные кризисы личностного развития. 201

Глава 4. Онтогенез: предпосылки личности.. 205

4.1. Соотношение понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост» 207

4.2. Роль пренатального опыта в становлении и развитии личности. 212

4.3. Перинатальные события: главное испытание в жизни. 227

4.4. Новорожденность: предпосылки идентичности. 241

4.4.1. Развитие жизненного мира. 242

4.4.2. Поддержка со стороны взрослых: привязанность и доверие. 245

4.5. Младенческий возраст: предпосылки индивидуальности. 254

4.5.1. Развитие жизненного мира. 256

4.5.2. Становление социальной активности: сила и экспансивность. 260

4.5.3. Становление идентичности. 262

4.5.4. Создание предпосылок индивидуальности. 266

4.6. Раннее детство: становление субъектности. 270

4.6.1. Мотивационное и операциональное обеспечение субъектности. 270

4.6.2. Дальнейшее развитие идентичности. 276

4.6.3. Становление индивидуальности. 278

4.6.4. Предличностное состояние. 281

4.7. Предпосылки личности: резюме. 284

4.8. Становление характера. 292

4.8.1. Первые фиксированные установки. 293

4.8.2. Образование структур характера. 301

Глава 5. Онтогенез: становление личности.. 308

5.1. Дошкольное детство: фундамент личности. 309

5.1.1. Кризис первого рождения личности. 310

5.1.2. Основные социальные приобретения ребенка. 317

*5.1.3. Личностные новообразования дошкольного возраста. 328

5.1.3. Феномен «горькой» конфеты.. 346

5.2. Младший школьник: первое социальное испытание личности. 347

5.2.1. Предпосылки к новому переходу. 347

5.2.2. Новые социальные вызовы.. 347

5.2.3. Личностные новообразования младших школьников. 347

5.3. Подростковый возраст: в поисках идентичности. 347

5.3.1. Предчувствие кризиса: рост напряжения. 347

5.3.2. Социальные пробы и опыты подростков. 347

5.3.3. Кризисные процессы личностного самоопределения. 347

5.3.4. Личностные новообразования подростков. 347

5.3.5. Индивидуальность и идентичность. 347

5.4. Юношеский возраст: второе социальное испытание личности. 347

5.4.1. Социальные вызовы и пробы.. 347

5.4.2. Личностные новообразования юношеского возраста. 347

5.5. Развитие и оформление характера. 347

5.5.1. Дошкольный возраст: развитие характера. 347

5.5.2. Младший школьный возраст: укрепление характера. 347

5.5.3. Подростковый возраст: овладение характером. 347

5.5.4. Юношеский возраст: оформление характера. 347

Глава 6. Личностное созревание взрослого человека, личностный рост. 347

6.1. Молодость: выбор путей самоопределения. 347

6.1.1. На пороге личностной зрелости: перспективы и возможности самоопределения. 347

6.1.2. «Любить и работать». 347

6.2. Личность в процессе роста. 347

6.2.1. Прикладные и теоретические возможности понятия «личностный рост». 347

6.2.2. Критерии личностного роста. 347

6.2.3. Общее представление о Я-концепции. 347

6.2.4. Структурная организация Я-концепции. 347

6.2.5. Роль Я-концепции в личностном росте. 347

6.2.6. Циклы личностного роста. 347

6.3. Защитные возможности личности. 347

6.3.1. Разнообразие психологических защит. 347

6.3.2. Определение и природа защитных процессов. 347

6.3.3. Базовые защитные установки. 347

6.3.4. Что и зачем защищается?. 347

6.3.5. Совладающее поведение. 347

6.3.6. Высшие личностные ресурсы.. 347

6.4. Взрослость – зрелость – мудрость: выбор ориентиров. 347

6.4.1. Обыденные представления о нормативных критериях взрослых возрастов 347

6.4.2. Творческая сила личностных кризисов. 347

6.4.3. Онтогенез зрелости: выбор путей самоактуализации. 347

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. Ошибка! Закладка не определена.

Темы рефератов (контрольных работ) 12

Образцы вопросов для подготовки к экзамену. 17

Список литературы.. 347

Предметный указатель. 347


Рабочая программа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: