О природных способностях детей и о том, каким образом природа слепа без науки

У всех детей, которых требуется привести к вершине добродетели, должна быть добрая и способная к науке при­рода. Но дать ее не зависит ни от тебя, ни от человечес­кого старания, это дар и небесное благо одного Бога. Най­дется немного людей, чья природа не способна к обуче­нию. Ибо, по словам Квинтилиана, как птицы рождены для полета, лошади для бега, собаки для свирепости, так человеку свойственна [от природы] деятельность ума и по­нятливость. Тупые же и неспособные рождаются в та­ком же противоречии с природой, как и те, кто имеет странные и отмеченные уродством тела. И хотя один дру­гого превосходит умом, не найдешь никого, кто ничего не достиг бы старанием[446]. Но ты одарен хорошей и способ­ной к науке природой, значит, тебе остается заняться на­укой и упражнением. Ибо как слепа природа без науки, так без природы и слаба наука, обе будут мало значить, если устранить упражнение. Совершенство же достигается с помощью этих трех условий. Итак, приступай с Божь­ей помощью и, восприняв принципы науки, посвяти себя упражнениям в добродетели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: