Предмет обсуждения: мотивационная динамика

Представляется, что отношение между мотивационной сферой и личностью (как функциональным органом) также можно сравнить с отношением между лошадью и всадником, согласно предложенной выше метафоры. Это позволило бы не только рассматривать мотивы в качестве личностного субстрата, но и поставить вопрос о механизме их взаимодействия. Так, по аналогии с познавательными процессами уместно поставить вопрос о естественном мотивационном механизме, благодаря эксплуатации которого функционирует личность (как реакция на новизну в примере с вниманием).

Ответ можно обнаружить в представлениях К. Левина, согласно которым полевое поведение есть отражение естественного механизма мотивации. Суть его в том, что поведение живого существа формируется в результате мотивационного баланса, который складывается в результате влияния составляющих элементов ситуации. В известном парадоксе буриданова осла, если согласиться с логическими допущениями автора парадокса, осел умрет с голода, не сумев выбрать между стогами душистого сена, одинаково привлекательными и одинаково доступными. Но живой осел (а не тот, которого нам смоделировал Буридан) все же выживет, поскольку любые дополнительные особенности ситуации, которые не учитывал философ, с легкостью будут учтены ослом в своем поведении (полевом, в буквальном смысле слова). Например, мимолетное дуновение ветра принесет больше запаха от одного из стожков, или надоедливые мошки заставят махнуть головой, и один из стожков окажется за пределами зрительного поля и т.п. – в итоге один из стожков получит мотивационное предпочтение (повышенную валентность) и «призовет» осла к себе. А при сильном голоде даже небольшие различия субъективно усиливаются и становятся достаточными для инициации поведения.

Каким же образом эти исходно естественные процессы можно окультурить до такой степени, что они приобретут свойства личности? Наша задача состоит в том, чтобы последовательно понять:

а) какого рода культурные явления, первоначально существовавшие в виде межперсональной процедуры, привели к возникновению такой психической и социальной реальности как личность;

б) какого рода мотивационные процессы были вовлечены в порождение личности как социальной реальности – необходимо обнаружить источники энергетического обеспечения деятельности, благодаря которой межперсональное явление интериоризуется, образуя личность как индивидуальное явление;

в) какого рода факторы привели (инициировали) появление личности;

г) каково культурное предназначение личности как общечеловеческой реальности.

Но так или иначе, мы все время будем обращаться к мотивационной динамике (системе сопряженных между собой побуждений), лежащей в основе функционирования личности. Такая установка проистекает по меньшей мере из данных выше определений личности. Для нас существенным также будет показать, что подавляющее большинство человеческих устремлений в своем ядре содержат филогенетически наследуемые мотивы. Разница в том, что они потеряли свою непреодолимость, стали сравнительно хорошо управляемыми благодаря наличию культурных средств актуализации соответствующих побуждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: