Личность как функция

Выше мы выясняли, как личность устроена, как она работает, а теперь еще обсудим и зачем она нужна. Сразу начнем с определения. Личность – это функциональный орган индивидуальный интеграции, сознательного самоопределения, формирования активной жизненной позиции. В этом определении следует объяснить несколько моментов.

1. Личность – это функциональный орган в том смысле, что это не анатомический орган, который можно пощупать, не телесный. Его «плоть» – это иерархия мотивов, возглавляемая ценностями. Функциональный орган – это устойчивое сочетание сил (процессов, структур), созданное для выполнения некой функции. Примеры функциональных органов: вторичные/интегральные способности, практически все высшие психические функции (произвольное внимание, культурная память, мышление, воображение) и т.п.

2. Личность как функциональный орган выполняет работу по интеграции побуждений человека таким образом, чтобы он был способен выступать как целостное существо. Необходимость в таком органе состоит в том, что все потребности человека для своего удовлетворения претендуют на один и тот же ресурс – поведение человека. У животных приоритеты расставляются структурой наличной ситуации и ключевыми раздражителями (внешними и внутренними), определяемыми актуализированными инстинктами. У человека приоритеты выставляются не только на основе требований, предъявляемых ситуацией и силой собственных потребностей, но и предписаниями со стороны общества в целом, ожиданиями и требованиями со стороны актуальных партнеров по общению. Всем им одновременно соответствовать невозможно, и чтобы поведение было организовано однозначно (целенаправленно и продуктивно), необходим инструмент для выставления приоритетов. На обсуждавшемся выше примере мы посмотрели, что если человек не совершает поступка, он дезинтегрируется, разрушается, а если он совершает поступок, то остается интегрированным как личность. Таким образом, первый критерий, наличие которого указывает на наличие личности, это мотивационная упорядоченность. В его сознании это представлено как понимание: это я сделал.

3. Второй критерий – способность к сознательному самоопределению. Это означает, что личностью является тот человек, который понимает, кто он есть, знает о своих качествах: я такой и такой, я хочу таким быть, постараюсь им быть, этот человек осознает, что он делает, способен описать и объяснить свое поведение. В основе сознательного самоопределения лежит умение сравнивать себя с другими людьми, понимать и уметь пользоваться критериями (характеристиками) для оценки других и себя. Интегрирующей структурой здесь выступает осознание своего образа «Я». Наличие проработанного (детализированного и принятого человека) образа «Я» является основным признаком того, что человек прошел данный этап своего личностного становления.

4. Третий критерий – «формирование активной жизненной позиции» – позволяет охарактеризовать зрелую личность. Проявляется наличие данной способности в высказываниях такого типа как «на том стою и не могу иначе», «да, я занял эту позицию, я ответственно ее занял и буду на ней настаивать». В этом «настаивать» и заключается готовность к активности. Состоит она в умении принимать в расчет отдаленные перспективы своих поступков, сознательно и ответственно соотносить их с устремлениями других людей, встраивать свое видение в широкий социальный контекст. Самое яркое социальное проявление активной жизненной позиции – гражданская позиция.

Таким образом, мы имеем три этапа развития личности, можно сказать, что человек как личность рождается как минимум трижды. Первое рождение личности происходит в возрасте примерно 2,5-3 года, когда количество требований к ребенку и разнообразие его желаний предъявляет новые требования к ребенку. Для поведения ребенка в высшей степени характерно так называемое полевое поведение (К. Левин), которое запускается элементами мотивационного поля, окружающего ребенка. Субъективно часть из них напоминают сказочные говорящие предметы: все вещи, как и люди, что-то требуют от ребенка. Пирожок говорит: «Съешь меня», чашка говорит: «Брось меня», скатерть говорит: «Потяни меня», дверка тумбочки: «Подергай меня», мама одергивает: «Иди сюда», лужа приглашает: «Прыгни в меня», папа грозит дать по заднице, а ботинки требуют, чтобы ими ударили что-нибудь.

Где те основания, которые помогли бы выбрать? И однажды ребенок вдруг находит гениально простое основание: «Я хочу!». Понимаете, это же примитивный произвол: «Хочу!», «Я сам!», «…буду!!!» Но как же сладко – быть автором своего поведения: хочу и все. В этих «Я сам» и «Я хочу» выражается новое качество – желание и умение быть автором выбора. Именно автором, а не исполнителем. До сих пор только потребности, элементы ситуации и люди побуждали ребенка к тому или иному поведению. Исход выбора зависел от сочетания сил в динамике мотивационного поля, побеждал, как правило, сильнейший на данное мгновение мотив. Теперь же появилась совершенно новая сила – произвольность, правда, пока необузданная, в виде произвола, который в детском исполнении называется каприз. (Каприз у взрослых людей – это, соответственно, регрессия в детство.)

И этот вот период, когда ребенок с упоением осваивает переживания субъекта принятия решений, взрослые (воспитатели и родители) назвали кризисом. Кризис для кого? Для родителей, чей ребенок перестал быть послушным, предсказуемым, покладистым. Это кризис в их отношениях с ребенком, который почувствовал, что может намеренно (произвольно) управлять родителями! Родители говорят: «Как будто испытывает нас». Но ребенок не столько родителей испытывает, сколько себя в отношениях с ними. Это проба своей силы, пока межличностной, которой еще предстоит интериоризироваться и стать силой личностной – точно в соответствии с законом культурно-исторического развития Л.С. Выготского «всякая психическая функция появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва как межличностная, интерперсональная, а затем как внутриличностная, интраперсональная».

А ребенок тем временем тренирует себя как личность, он в первый раз испытал в себе новое ощущение – личностность. Вот это и есть момент индивидуальной интеграции: ребенок впервые собрал себя в одной точке – «Я хочу, я сам». Теперь он полезет в лужу, получит по заднице и будет плакать (для родителей), но он готов стерпеть все это ради того, чтобы снова погрузиться в сладкое переживание оттого, что это он сделал, сам решил, захотел – и сделал! Личностно это самые ценные ощущения, действительно ценные – в них ребенок первый раз рождается как личность. Вот это самое «готов стерпеть ради» и есть первые кристаллы ответственности, пока как межличностной функции – готовности отвечать перед родителями за свой выбор. Но позже и перед интериоризированным родителем – своей совестью.

Вместе с тем, кризиса не будет, если родители вовремя заметят, что в ребенке зарождается личность. Ребенок капризничает: «Я сам застегну (пуговицы)». Но мама с утра торопится: «Да куда ты, дай я сама застегну. Ты все равно неправильно…». Что для нас важнее: обслужить его и побыстрее отвести в детсад, или поддержать формирование его личности? Немногим родителя хватает мудрости, терпимости и гибкости, чтобы встать на 10 минут раньше, и, имея запас времени, инвестировать в ребенка: «Ну давай, делай сам… я только немного помогу… теперь молодец». Здесь и сотрудничество, и распределение функций: в технической части помогаем, в личностной он тренируется сам. Именно это и требуется от взрослых – поддержать личность в тот момент, когда она начинает создаваться. Послушный ребенок – это, конечно, удобный ребенок. Но послушный для родителей легко станет слушать и ребят в подворотне, если же умеет возражать родителям, сможет возразить и там. Что важнее: чтобы ребенок был послушным, или чтобы он научился принимать правильные решения?

Второе рождение личности происходит в подростковом возрасте. Основная решаемая подростком задача, как указано в обсуждаемом определении личности – это сознательное самоопределение. Если первое рождение личности проходит под девизом «Я сам», то второе – под вопросом «Кто я?». Важное личностное новообразование – рефлексия в отношении своих субъектных качеств. Заметим, не рефлексия вообще как способность к децентрализованному взгляду на себя, как операция самоанализа, а содержательный анализ и оценка себя как личности, осознание своих основных особенностей. Внешним результатом является умение подростка презентовать себя другим людям, уметь объяснять, кем ты являешься, причем отвечать ответственно, принимая на себя заявленные характеристики.

Процесс сознательного самоопределения происходит в разных формах. Во-первых, это споры со сверстниками о том, кто каким является, в которых формируются конструкты, с помощью которых описываются важные для подростков черты характера и индивидуальные особенности, отрабатываются вербальные средства их обозначения. Выражения «ты такой-то», «я такой-то» получают дополнительное значение и важность, особенно важными новоприобретениями оказываются сопоставления черт («суров, но справедлив»), сравнительное шкалирование («ну не то чтобы жадина, а скорее экономный»), признания с вызовом («да, вот такой я есть!»).

Во-вторых, обостряется процесс идентификации с кумирами. Осваивается умение выделять ключевые характеризующие их черты, сравнивать себя с ними. Стремление подражать кумирам – это первые самостоятельные попытки преобразования себя. Родители и другие взрослые порой трудно понять причины привязанности к образу («что они в нем такого нашли»), но для начала важно само по себе умение ставить цели по изменению себя и их достижению, хотя бы частичному.

В-третьих, это ведение дневников, как вполне серьезных, в которых немало действительных открытий себя, так и примитивных сборников понравившихся стишков и вырезок из журналов. Но так или иначе, письменная запись позволяет не только анализировать себя и других, но превращать результаты этого анализа в документ.

Таким образом, человек осознает себя, начинает называть свои качества, а назвав их, он знает с чем имеет дело, он может согласиться с этим, или не согласиться. Помочь подростку можно, если расширить словарь понятий, описывающий качества людей, тогда ему будет легче разбираться и в самом себе.

Третье рождение личности, совершенное вовремя и сравнительно точно, это почти экзотика в нашей жизни, настолько редко такое случается. Основная задача человека на данном этапе личностного развития состоит в том, чтобы осмысленно разместить себя в системе общественных отношений. «Осмысленно» означает с осознанием причин выбора своей жизненной позиции и с полной ответственностью за последствия своего выбора. Обсуждаемое нами новообразование соотносится с понятием интернального локуса контроля (по Роттеру). В той мере, в которой человек берет на себя ответственность за свою жизнь (с поправкой на естественные ограничения со стороны обстоятельств), он занимает активную позицию по отношению к миру в целом, его частям, и в особенности – к себе лично. И наоборот, если человек активно берется за формирование себя и обустройство обстоятельств в соответствии со своими представлениями, он не может не быть ответственным за последствия того, что он делает. Быть активным, значить взять ответственность на себя, а ответственный человек не может быть пассивным.

Статистика говорит, что социально активными являются лишь 15-20 % населения. Это такие люди, которые направленно стремятся к получению социально значимого результата (пока не берем во внимание, какими мотивами они при этом руководствуются). Остальные же остаются в значительной степени пассивными, в том смысле, что они чаще реагируют ситуативно (признак не вполне изжитого полевого поведения), склонны поддаваться чужим влияниям. В этом качестве они не вполне личностны и поэтому чаще подвершены неврозам и другим личностным деформациям.

Те люди, которые прошли этап формирования активной жизненной позиции, особенно если они ставят себе социально значимые цели, способны занимать активную гражданскую позицию. Но занимать позицию, это значит стать «жирафом», значит выдвинуться, высунуться, проявиться, а такие люди собирают на себя шишки и удары. Общество в своем стремлении нормировать людей, делать всех одинаковыми, таких жирафистых не поощряет. Делают это в первую очередь те, кто остается чаще пассивным, но в ситуациях, когда появляются раздражающе активные люди, они следуют своему инстинкту выживания и стремятся сохранять все по-прежнему.

Но если человек прошел через препятствия, сумел увернуться от удара, или выдержал его, то он способен выстроить себя как личность, и отстоять себя как индивидуальность. Такие люди, если возникнет вдруг неприятная или опасная ситуация, все же станут спасать тех, у кого на это недостает потенциала. Про таких говорят «выдающаяся личность» – она и вправду выдается, выделяется из общего серого ряда. В языке это понимание уже есть, нам важно и в науке найти теоретическое соответствие и описать это явление надлежащим образом.

В отношениях с другими субъектами (людьми, группами, организациями, всем обществом) вышедший на высокий уровень самореализации человек выступает со своим специфическим лицом, он и рассматривается как носитель некой социальной позиции, социального «лица». Здесь вскрывается сущностное соответствие этимологии слова «личность» глубокому пониманию места личности в обществе. Даже понятие индивидуальности описывается через категорию «отличие» (одного от другого), где также обнаруживается корень «лицо».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: