Глава 4. Онтогенез: предпосылки личности

Мы уже несколько раз приступали к описанию того, каким образом естественный мотивационный механизм составляет основу для такой культурной надстройки как личность. Предложенные выше ответы верны с общетеоретической точки зрения. В отношении же онтогенеза (более частной задачи) нам необходимо еще понять:

а) какого рода эволюционные тенденции порождают необходимость в личности,

б) как эти тенденции оживают в конкретном человеке,

в) как эволюция пробивает себе путь через культурно созданные средства управления мотивационной динамикой,

г) каким образом ребенок становится культурным исполнителем естественной закономерности,

д) каким образом личность как явление возникает в ходе онтогенеза.

* * *

Многие десятилетия в отечественной психологии привычно говорят о развитии личности, о периодизации развития личности, о личностных новообразованиях и т.п. Но именно эта привычность сейчас и удерживает меня от прямого их изложения. После того как мы определились с тем, что понимаем под личностью, мы лишились возможности излагать уже устоявшиеся в психологии развития представления без их переосмысления. Эти представления без сомнения ценны и важны, но не все в них действительно относится к собственно личности, поскольку авторы использовали термин «личность» в объеме, часто подразумевающем «все человеческое в человеке». Скажем, они как правило не различали такие понятия (и стоящие за ними реальности) как личность и социальный индивид. Примечательна в этом отношении периодизация развития личности, предложенная Д.Б. Элькониным. Он показал, что мотивационная сфера ребенка и его операциональная оснащенность развиваются неравномерно, выходя на передний план попеременно. Каждая перемена при этом знаменует новый этап развития ребенка, обеспечивая основные его возрастные новообразования. Согласно принятому нами различению понятий, автор обсуждает не только развитие личности (мотивационную сферу), но и развитие социального индивида (операциональную оснащенность).

В силу сказанного, дальнейшее изложение будет построено так, чтобы, опираясь на уже известные закономерности, выделить из них преимущественно личностные аспекты. Все остальное будет рассматриваться лишь как предпосылки или условия собственно личностного развития. Кроме того, мы постараемся также понять, как в этот материал встраиваются представления о личностном росте, получившие широкое хождение в современной психологии.

Наша задача – в общих чертах реконструировать субъективный (жизненный) мир, в котором живет ребенок, выделить в нем ключевые элементы, которые составляют основание для становления, формирования и развития личности. Такая реконструкция, с одной стороны, позволит нам понять, какие процессы обеспечивают становление личности и личностную работу. А с другой стороны, поскольку это тот прием, которым психологи эффективно пользуются и в практической работе, читатель получит возможность детально познакомиться с ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: