Становление теорий исторического процесса: Кант и Шиллер

Рассматривая становление осмысления истории как единого про­цесса, необходимо провести различие между, с одной стороны, фи­лософски-умозрительными построениями (Вольтер, И.-Г. Гердер, И. Кант) и, с другой стороны, собственно историческими концепци­ями, построенными на фактографическом материале истории (Дж. Вико, И.-Ф. Шиллер).

В 60—80-е годы XVIII в. происходит изменение восприятия исто­рического времени, начинается осмысление истории как процесса, а следовательно, меняются и задачи исторического познания. В 1765 г. выходит в свет статья Вольтера «Философия истории», которая затем становится введением к его эссе «Опыт о нравах и духе народов»25. В 1784—1787 гг. публикуется масштабная работа Гердера «Идеи к фи­лософии истории человечества»26, в которой он по сути развивает идею Вольтера о необходимости «философии истории»:

«...коль скоро обо всем, что есть на свете, трактует особая филосо­фия и наука, почему бы и не быть такой философии и такой науке, которые трактовали бы то, что прежде всего нас касается, — исто­рию человечества, всю историю человечества в целом?»27.

Одновременно с трактатом Гердера — в 1784 г. — выходит историо­софское эссе Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском

" Voltaire, Essai sur les moeurs et 1'esprit des nations. Paris, 1963. T. I—II.

26 Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

27 Там же. С. 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: