ВикоДж. Основания новой науки об общей природе наций: Пер. с ит. М.; Киев, 1994.618с.
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 703 с.
Мабли Г.-Б. де. Об изучении истории. О том, как писать историю: Пер. сфр. М., 1993. 414с.
Дополнительная
Румянцева М.Ф. Перспектива в изобразительном искусстве и в историческом познании//Пространства жизни: К 85-летию академика Б. В. Рау-шенбаха. М.: Наука, 1999. С. 530-542.
4. Чем похожи и чем отличаются построения И. Канта и И.-Ф. Шиллера?
5. В чем видел И.-Ф. Шиллер смысл исторического познания?
6. Для чего и как, по мнению И.-Ф. Шиллера, может использоваться метод аналогии?
Задания
1. Приведите примеры стадиальных теорий исторического процесса.
* 2. Сопоставьте цели историописания историков XVIII в. и современных им мемуаристов.
Вопросы
1. Какие изменения мировоззрения при переходе от средних веков к новому времени обусловили интерес к истории и становление истории как науки?
2. В чем видели свою основную задачу историки эпохи Просвещения?
|
|
3. Чем отличаются философски умозрительные и собственно исторические концепции исторического процесса?
Глава 2
XIX век: историзм и позитивизм — противостояние или сотрудничество
О том, как повлияла на умы Великая французская революция
О том, за что критиковали Гегеля
О том,что позитивизм — это вовсе не то,что обычно им называют,
и о том, была ли историческая наука позитивистской
А также предпринимается попытка понять, в нем и почему ошибся
Карл Маркс
...все великие парадигмы исторического процесса, выдвинутые за последние два столетия,
не утратили ни научного, ни тем более гуманитарного смысла и не могут быть попросту отброшены.
Л. М. Боткин
Основное положение: XIX век — век противостояния историзма и позитивизма; сторонников «чистой науки», незамутненной сиюминутными задачами, и адептов позитивного знания, обязанного иметь практическое применение.