Попытки осуществления политических и экономических реформ в СССР в 50-60 гг. XX в

В сентябре1953г. к власти в СССР пришел Хрущев Н.С. Это был очень не простой период, насыщенный острыми проблемами внутреннего и внешнего характера.

Главная роль Хрущева состоит в разоблачении культа личности Сталина, в пресечении преступной деятельности Берии и его ведомства, в победе над просталинской группировкой (Молотов, Каганович, Маленков). В период правления Хрущева был нанесен серьезный удар по сверхцентрализму власти в управлении государством, чиновничьему бюрократизму и произволу силовых органов. В этот период были проведены мероприятия по восстановлению демократических начал. Конструктивные перемены затронули все сферы общественно-социальной жизни страны и вызвали положительный отклик в обществе.

Однако у Хрущева и его окружения сложилось некое подобие коммунистической утопии. Они думали, что достаточно развенчать культ личности и это повернет общество к коммунизму, поэтому Хрущев и его окружение оказались не готовы к продолжению решительных перемен в стране, когда возникли первые серьезные трудности с реформами.

Свои реформы Хрущев начал с экономических преобразований. Они главным образом были направлены на демократизацию управления через расширения хозяйственных прав на местах. В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Были упразднены отраслевые министерства и осуществлен переход на территориальный принцип управления. Было также упразднено более 10тыс. главков, трестов, отделов и контор. В мае 1955г. были приняты решения о расширении прав союзных республик.

Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Следует сказать, что организация совнархозов дала некоторый эффект. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве. Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла, да и не могла дойти, так как не была даже сориентирована на это.

Укоренными темпами развивались новые отрасли, газовая и химическая промышленность, развивалась авиастроение и космонавтика. Был построен первый атомный ледокол «Ленин». Была достигнута товарно-денежная сбалансированность.

Для решения жилищной проблемы было предпринято широкое жилищное строительство. В городах строились 4-х и 5-ти этажные здания.

Важным этапом социально-экономического и политического развития страны стал закон 1956г. о пенсионном обеспечении. Была введена 5-ти дневная рабочая неделя с 6-7 часовым рабочем днем и двумя выходными.

В период 1957-63гг. стали практиковаться встречи творческой интеллигенции с высшим партийным и государственным руководством страны.

Были перемены и в образовательном процессе. Принят закон о всеобщем обязательном 8-ми летнем обучении. Учебные заведения трудовых резервов преобразовывались в ПТУ.

Особое внимание было обращено на развитие сельского хозяйства. С этой целью началось освоение целинных и залежных земель. За 1954-1956 гг. в районах Казахстана, Поволжья, Урала и Сибири было освоено 42 млн. га новых земель, создано 425 зерновых совхозов. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения. 1956 год - оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Не была решена и главная проблема - необходимость предоставления крестьянству свободы выбора форм хозяйствования. Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся под пристальной опекой партийно-государственных органов. С 1959г. начались гонения на личные подсобные хозяйства. За четыре года поголовье скота в личном подворье катастрофически сократилось. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. В этом же 1959г. Хрущев. Не будучи знатоком сельского хозяйства, с большим рвением стал внедрять кукурузу в советское сельское хозяйство. Все это привело к тому, что в 1961г. сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах стало опережать рост аграрного производства. Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. В 1962г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Одним из ярких проявлений недовольства политикой властей было выступление рабочих в Новочеркасске (июнь 1962г.). Оно было подавлено силой оружия, были жертвы среди мирного населения. Трудности в аграрном секторе все нарастали, что привело к возникновению перебое не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален.

В интересах мирного сосуществования, советское руководство проводит активную внешнеполитическую деятельность, широко используя международный обмен и контакты. В 1957г. в Москве прошел с успехом VI фестиваль молодежи и студентов.

Был преодолен «Карибский кризис» (1962г.). В августе 1963г. представителями США Англии и СССР был заключен договор о запрещении проведения ядерных испытаний в воде в воздухе и космосе.

Из всего сказанного очевидно, что в начинаниях Хрущева было много полезного, но не всегда продуманного и законченного. Половинчатые реформы привели общество к общей усталости и безразличию. Уже в канун своего смещения Хрущев продолжал вынашивать планы все новых и новых реформ. Но позднее он признал, что практически все реформы он проводил «вслепую», т.к. ни он сам ни его окружение в целом не были готовы к кардинальным изменениям. В своей деятельности Хрущев не придерживался процессов демократизации общества и «демократиию он держал на коротком поводке.

ИТОГИ

Главная причина поражения реформ – это то, что они не были подкреплены

демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-администратиную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой. Жизнь диктовала проведение коренных преобразований во всем народном хозяйстве с учетом требований научно-технической революции. Развитые капиталистические страны на основе НТР начали осуществлять переход на интенсивный (внедрение научного подхода к труду) путь развития. Наша страна продолжала ориентироваться на экстенсивный (использование только сырьевой базы, без внедрения новых технологий) путь и на количественные показатели. Таким образом, многообещающие реформы, начатые во второй половине 50-х годов, не состоялись.

Хрущев ушел с политической арены «не потому, что его побороли, а потому, что его время кончилось». Об уходе Хрущева народ не сожалел. Люди хотели избавиться от него

Как от надоедливого политика, т.к дела в стране шли все хуже и хуже..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: