СССР в середине 60-80 гг.: экономика, политика, социальная жизнь

С 1965г. в СССР стала проводиться назревающая хозяйств. Реф-ма. Брежнев и его окружение не могли игнорировать необходимость изменений, которые к середине 60-х годов назрели, и после нескольких месяцев заминки реформаторские усилия в сфере экономики были возобновлены. Суть ее можно свести условно к трем важнейшим направлениям:

Первое - перемены в структуре управления народным хозяйством. Второе - коррекция системы планирования.

Третье - совершенствование экономического стимулирования.

Производительность труда в промышленности предполагалось увеличить на 33-35%, прибыль - более чем удвоить.

В с/х повышалось финанс-е аграрного сек-ра

Все новации экономики страны, вызванные реформами эффективно действовали только в течении 8-й пятилетки (1966-70гг.).

Между тем положение дел ухудшалось, рост жизненного уровня народа прекратился. Вместо 41% прироста используемого национ. дохода в 1966-1970 гг. в девятой пятилетке этот показатель вырос только на 28%. Причем эти приросты достигались за счет вовлечения в хоз. оборот огромных масс новых ресурсов. В полтора раза за это же время сократился прирост общественной производ-ти труда. Перестала снижаться материалоемкость, упала фондоотдача и эффективность капиталовложений. Страна погружалась в застой.

Зато процветала “теневая экономика”. Ее питательной средой была бюрократическая система, функционирование которой требовало постоянного жесткого внеэкономического принуждения и регулятора в виде дефицита.

Прав-во, которое безусловно видело такую ситуацию, дутыми цифрами и гигантскими прожектами стремилось отвлечь внимание общественности от того плачевного состояния, в котором оказалась держава. Конспиративная суета в принятии решений выдавалась за принцип государственной деятельности.

В середине 70-х годов в мире развертывался новый виток научно-технической революции. Его сердцевину составляли такие достижения науки, которые привели к формированию микроэлектроники, биотехнологии в качестве базисных направлений технологического переворота в производственной и непроизводственной сферах. Это требовало новых кадров, знаний и навыков. У нас же проржавевшая бюрократическая машина не могла адаптироваться к переменам, реагируя на них лишь увеличением штатов. С 1960 по 1987 гг. аппарат органов управления в стране вырос более чем в два раза - с 1245 тыс. до 2663 тыс. человек, а общая численность управленцев превысила 18 млн. человек. Эти кадры отличались в основном низким профессиональным уровнем (из 9,3 млн. руководящих работников всего 4,2 млн. (45%) имели высшее образование и только доли процента - среднее специальное управленческое образование).

В силу своей инерционности административно-командная система не могла быть настроена на постоянное самообновление, модернизацию экономических структур, решение перспективных задач. Попытки концентрации сил на приоритетных направлениях приносили мало пользы и лишь усугубляли диспропорции в народном хозяйстве. Огромные ресурсы проваливались как сквозь землю. Для имитации успехов разрослась практика произвольного манипулирования цифрами. Стали систематически подтасовываться данные в расчетах, проектах, отчетах.

Вместо всемерной реформы экономики и решения вопроса экономии природных ресурсов, ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников..

Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов за период с 1974 по 1984 гг. по самым скромным подсчетам составили 176 млрд. инвалютных рублей. Но эти сказочные деньги оказали невероятно скромное влияние на удовлетворение нужд и запросов людей и экономические структуры. Затратный механизм перемалывал получаемые средства с неукротимой силой, канализируя их в осуществлении очередных бесперспективных и экологически гибельных долгостроев.

Страна вплотную подходила к кризису всей социально-экономической системы. Нищенский уровень жизни десятков миллионов людей, невозможность удовлетворения первоочередных потребностей и отсутствие стимулов к труду вызывали процессы физической и социальной деградации. Стали нарастать тенденции на использование чрезвычайных мер, которые предполагали выход из трудностей радикальным путем. Определяющим стало настроение в пользу “сильной руки”, способной, как казалось многим, оградить народ от всевластия бюрократии и нарастания социальной несправедливости. В таких смутных ожиданиях перемен наступила период прихода к власти Андропова (в ноябре 1982г). Этот период характерен бескомпромисной борьбой с коррупцией, включая и звенья высшего гос. и партаппарата, а также укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (в феврале 1984г.) к власти пришел Черненко, который возродил Брежневскую политику. Только в марте 1985г. Горбачев став главой государства, повел политику на обновление системы хозяйствования в стране. Этот процесс получил название «перестройка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: