Государство и право в философской системе Гегеля

П роизведения: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др. В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) — одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.

1) Рассматривает развитие права и гос-ва в контексте развития мирового духа:

1 ступень - субъективный дух

а) существует на уровне конкретного чел-ка;

б) обнаруживает себя в антропологии, феноменологии (учение о сознании), психологии

2 ступень - объективный дух

а) проявляется в отношениях между людьми;

б) обнаруживает себя в праве, морали, нравственности

3 ступень - абсолютный дух

а) проявляется в том, что создано людьми;

б) обнаруживает себя в искусстве, религии, философии.

2) Понимает объективный дух как сферу внешней объективизации свободы:

А) субстанцией объективного духа является свобода;

Б) бытием свободной воли является право;

3) Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

а) право как свобода (идеальное право):

- свобода и право выражают единый смысл;

- отношения права и свободы проявляются через волю.

б) право как определенная ступень и форма свободы (особое право):

- система прав представляет собой иерархию «особых прав»:

право мирового духа

право гос-ва

право как закон

- каждая ступень этой иерархии конкретизирует понятие права

в) правок как закон (позитивное право):

- право превращается в закон путем законодательствования;

- предметом законодательства м.б. лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

4) Различает право и закон:

- закон есть конкретная форма выражения права;

- содержание права м.б. искажено в процессе законодательствования;

- не все, что дано в форме закона, есть право.

5) Выделяет 3 ступени развития права:

1 ступень – абстрактное право. Это — право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности).

а) является правом абстрактно свободной личности;

б) как свободные личности люди равны, в т.ч. в праве на частную собственность;

в) как самостоятельные владельцы частной собственности свободные люди вступают в договоры;

г) в договорных отношениях может проявляться неправда (обман, принуждения и пр.)

Т.О., абстрактное право включает в себя проблематику соотношений договора, неправды.

2 ступень - мораль (свободная воля определяется внутренними убеждениями, намерениями, помыслами):

а) проявляется во взаимоотношениях между людьми;

б) личности становятся субъектами свободной воли;

в) приобретают значение мотивы и цели поступков субъектов.

Т.О., учение о морали включает в себя умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть.

3 ступень – нравственность (индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям):

а) формируется гражданство:

- является сферой реализации частных целей и интересов;

- стихия столкновения частных интересов ограничивается властью гос-ва.

б) создается гос-во:

- благодаря гос-ву достигается тождество интересов отдельных личностей и всего общ-ва;

- в гос-ве нравственность находит свою объективность и действительность.

Т.О., учение о нравственности включает в себя семью, гражданство и гос-во.

6) Дает свою концепцию разделения властей:

а) выделяет 3 ветви власти:

- власть государственная (определяется действующими в общ-ве законами);

- правительственная власть (включает судебную, которая выполняет решения монарха);

- законодательная власть (власть, определяющая, устанавливающая всеобщее право, в т.ч. и законы в отношении государя)

б) надлежащее разделение властей есть гарантия публичной свободы.

7) Критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное: «Я хочу».

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля — не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому У Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой стороны, государства, не о противостоянии автономных и независимых прав и свобод, но об органически целостной свободе — свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

8) Предлагает свою структуру законодательной власти:

а) законодательное собрание состоит из 2-х палат: палата пэров (наследование) и палата депутатов;

б) лидирующие голоса не предусмотрены;

в) прения д.б. публичными.

9) Разрабатывает принципы международных отношений:

а) признает возможность МП;

б) отношения между гос-вами должны строиться на договорной основе;

в) договоры должны выполняться.

10) Выделяет 3 исторические формы государства:

- восточная теократия (свобода одного);

- античная демократия и аристократия (свобода некоторых);

- современная конституционная монархия (свобода всех).

ВЫВОДЫ:

1) Гегель понимает право как внешнюю объективацию свободы (проявление объективного духа);

2) Рассматривает право в 3-х аспектах:

- право как свобода (идеальное право);

- право как определенная ступень свободы (особое право);

- право как закон (позитивное право);

3) отстаивает суверенитет конституционного монарха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: