П роизведения: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др. В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) — одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.
1) Рассматривает развитие права и гос-ва в контексте развития мирового духа:
1 ступень - субъективный дух
а) существует на уровне конкретного чел-ка;
б) обнаруживает себя в антропологии, феноменологии (учение о сознании), психологии
2 ступень - объективный дух
а) проявляется в отношениях между людьми;
б) обнаруживает себя в праве, морали, нравственности
3 ступень - абсолютный дух
а) проявляется в том, что создано людьми;
б) обнаруживает себя в искусстве, религии, философии.
|
|
2) Понимает объективный дух как сферу внешней объективизации свободы:
А) субстанцией объективного духа является свобода;
Б) бытием свободной воли является право;
3) Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
а) право как свобода (идеальное право):
- свобода и право выражают единый смысл;
- отношения права и свободы проявляются через волю.
б) право как определенная ступень и форма свободы (особое право):
- система прав представляет собой иерархию «особых прав»:
право мирового духа
↓
право гос-ва
↓
право как закон
- каждая ступень этой иерархии конкретизирует понятие права
в) правок как закон (позитивное право):
- право превращается в закон путем законодательствования;
- предметом законодательства м.б. лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.
4) Различает право и закон:
- закон есть конкретная форма выражения права;
- содержание права м.б. искажено в процессе законодательствования;
- не все, что дано в форме закона, есть право.
5) Выделяет 3 ступени развития права:
1 ступень – абстрактное право. Это — право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности).
а) является правом абстрактно свободной личности;
б) как свободные личности люди равны, в т.ч. в праве на частную собственность;
в) как самостоятельные владельцы частной собственности свободные люди вступают в договоры;
г) в договорных отношениях может проявляться неправда (обман, принуждения и пр.)
|
|
Т.О., абстрактное право включает в себя проблематику соотношений договора, неправды.
2 ступень - мораль (свободная воля определяется внутренними убеждениями, намерениями, помыслами):
а) проявляется во взаимоотношениях между людьми;
б) личности становятся субъектами свободной воли;
в) приобретают значение мотивы и цели поступков субъектов.
Т.О., учение о морали включает в себя умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть.
3 ступень – нравственность (индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям):
а) формируется гражданство:
- является сферой реализации частных целей и интересов;
- стихия столкновения частных интересов ограничивается властью гос-ва.
б) создается гос-во:
- благодаря гос-ву достигается тождество интересов отдельных личностей и всего общ-ва;
- в гос-ве нравственность находит свою объективность и действительность.
Т.О., учение о нравственности включает в себя семью, гражданство и гос-во.
6) Дает свою концепцию разделения властей:
а) выделяет 3 ветви власти:
- власть государственная (определяется действующими в общ-ве законами);
- правительственная власть (включает судебную, которая выполняет решения монарха);
- законодательная власть (власть, определяющая, устанавливающая всеобщее право, в т.ч. и законы в отношении государя)
б) надлежащее разделение властей есть гарантия публичной свободы.
7) Критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное: «Я хочу».
Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля — не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому У Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой стороны, государства, не о противостоянии автономных и независимых прав и свобод, но об органически целостной свободе — свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
8) Предлагает свою структуру законодательной власти:
а) законодательное собрание состоит из 2-х палат: палата пэров (наследование) и палата депутатов;
б) лидирующие голоса не предусмотрены;
в) прения д.б. публичными.
9) Разрабатывает принципы международных отношений:
а) признает возможность МП;
б) отношения между гос-вами должны строиться на договорной основе;
в) договоры должны выполняться.
10) Выделяет 3 исторические формы государства:
- восточная теократия (свобода одного);
- античная демократия и аристократия (свобода некоторых);
- современная конституционная монархия (свобода всех).
ВЫВОДЫ:
1) Гегель понимает право как внешнюю объективацию свободы (проявление объективного духа);
2) Рассматривает право в 3-х аспектах:
- право как свобода (идеальное право);
- право как определенная ступень свободы (особое право);
- право как закон (позитивное право);
3) отстаивает суверенитет конституционного монарха.