double arrow

Реалистическая теория права Р.Иеринга



Германский правовед Рудольф фон Иеринг. Широкую известность принесли ему такие труды «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Цель в праве» и «Борьба за право».

Однозначную характеристику творчества Иеринга дать трудно, ибо оно неоднородно. Различают, в частности, 2 периода его творческой деятельности на поприще политико-юридической теории:

1) Первый (до сер.50-х 19 в.) В это время он придерживался установок «юриспруденции понятий». полагавшей главным своим делом выведение (дедукцию) конкретных правоположений из общих понятий. «Юриспруденция понятий» видела в понятиях основной источник знания.

Сторонники данного направления в науке права считали (говоря словами Иеринга), что «понятия продуктивны, они комбинируются и производят на свет новые понятия». С таким направлением в правоведении Иеринг порывает.

2) Второй период эволюции его взглядов начинается с сер. 50-х гг. 19в. Иеринг приступает к разработке «юриспруденции интересов».

- Теперь он вдохновляется той мыслью, что культ логического для юриста-теоретика неуместен (т.к. правоведение не математика), и в нем приоритет должен принадлежать не логике.




Не собственно логика должна являться объектом правоведения, но жизненные ценности, реальные интересы людей.

- Иеринг все больше обращает внимание не на логические и даже не на психологические аспекты права, а на его социолого-прагматические, утилитаристские моменты.

Первое место в применяемой им методологии познания права и государства он теперь отводит описанию, классификации и анализу фактов.

- По сравнению с изучением эмпирического материала оперирование философскими конструкциями начинает играть у него вспомогательную роль.

- Уподобляя право организму, Иеринг придает ему «все качества продукта природы: единство во множестве, индивидуальность, рост из себя и т. д.». Рост или развитие права из самого себя как раз и требует исторического подхода к нему.

- Кроме того, он отмечает: «Каждый организм может подвергнуться двойному исследованию: анатомическому и физиологическому; первое имеет своим предметом его составные части и их отношения друг к другу, т. е. его структуру» второе – его функции.

- Реализуя подобное намерение, Иеринг делает особый упор на раскрытии функций права, поскольку он считает, что в любых организмах функции являются носителями их целей. Организм права в данном отношении не исключение.



- В свою очередь, цели Иеринг приписывает значение правообразующего фактора, правосозидающей силы. Об этом иеринговский труд «Цель в праве».

Здесь гораздо подробнее нежели в «Духе римского права», рассматриваются истоки и общее понятие права. Отправной пункт рассуждений таков: «Цель есть творец всего права».

- Право, по Иерингу, выходит «из рук» общества, которое он интерпретирует как сферу «совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, действуя для других, действует также для себя, а действуя для себя, тем самым действует и для других».

Однако демиургом права у Иеринга выступает не всякое, но лишь государственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть.

Вот этим-то аппаратом государства в конечном итоге и порождается право. Иеринг заявляет: «Государство — единственный источник права».

- Само право характеризуется Иерингом с разных сторон:

а) со стороны содержания. Им являются интересы субъектов социального взаимодействия, но такие интересы, которые общи всем его участникам; другими словами — интересы общества в целом. Они и составляют содержание права. Право есть защищенный государством интерес.

Встречается у Иеринга и несколько иная формулировка того, что образует содержание права: «Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т. е. государственной властью».

б) Взятоесо стороны своей формы, право характеризуется Иерингом в качестве суммы норм, общеобязательных правил в историографии и социологии.

Полемизируя с исторической школой права (Савиньи, Пухта), учившей понимать образование и развитие права как незаметный, безболезненный и мирный процесс, подобный становлению и эволюции языка, Иеринг («Борьба за право») старается доказать нечто противоположное. «Жизнь права есть борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов». Для него «всякое право в мире должно быть добыто борьбой», «борьба есть работа права» и т. д.

Если бы при этом речь шла о необходимости сопротивляться произволу, устранять беззаконие, добиваться восстановления нарушенных прав, защищать законные интересы, никаких вопросов не возникло бы. Однако у Иеринга призывы к борьбе за право («в борьбе обретешь ты право свое») приобретают особый, вызывающий тревогу смысл. От них веет духом воинственности.



Сейчас читают про: