Политические взгляды В. Вильсона

В последней четверти XIX в. в общественной и политической жизни США складывалась тенденция, составленная из двух параллельно сосуществующих и развивающихся движений:

- демократического - преисполнено решимости бороться за очищение государственного аппарата путем реформы государственной службы, за усиление контроля над экономикой и обуздание корпораций.

- плутократического - противилось такой программе и противопоставляла ей широкий культ конституции, расширение компетенции судов и усиление судебной власти над законодательной с одновременным расширением президентской власти.

В области учений о праве и государстве началась атака на естественно-правовую и договорную теории.

Вудро Вильсон (1856—1924) был убежден, что политическая наука занимается, по существу, изучением реальной жизни и потому ее методы весьма сближаются с методами естественных наук. Однако стиль его исследований носил характер истолкования и оценки, а не скрупулезного анализа и последующих обобщений.

В работе «Правление конгресса» Вильсон выступил с резкой критикой организации и деятельности конгресса, утверждалось, что «книжная версия» системы «сдержек и противовесов», которой придерживались отцы-основатели, является вредной для реального и результативного правления. Чем больше власть подвержена разделению, тем более безответственной она становится.

Правление конгресса не подконтрольно ни исполнительной, ни судебной властям. Деятельность конгресса с его распыленностью и частичной ответственностью значительно уступает в результативности правлению парламентскому, особенно в части подотчетности и подконтрольности.

Наиболее оптимальной формой для Вильсона в этот период становится кабинетная форма организации правительственно власти.

3. Оливер Вендел Холмс (1841—1935) - философское и юридическое образование получил в Гарварде. Самый творческий период приходится на 1882—1902 гг., когда он вначале стал членом Верховного суда в Массачусетсе, а затем и Верховного суда США. Президенту Т. Рузвельту, который рекомендовал его в члены Верховного суда США, сильно импонировали его послужной список и «солдатская судьба».

Между тем Холмс готовил себя не в практикующие юристы а в исследователи.

- Истоки права, согласно Холмсу, следует искать в желаниях примитивного человека взять реванш у тех, кто причинил ему какой-либо ущерб. Отсюда следует, что развитие права неизбежно зависит от превалирующих условий человеческого бытия: от насущных потребностей данного периода, преобладающих моральных и политических теорий, от чутья в области политической деятельности, уверенных или же неосознанных влечений, даже предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими коллегами.

- Чтобы познать право как таковое, человек должен отказаться от моральных и чисто формальных соображений и взглянуть на себя как на внеморального субъекта, который заботится лишь о тех материальных приобретениях и утратах, о которых ему в состоянии предсказать такое знание.

- С учетом изложенного Холмс выстраивает такое определение права: «Право есть не что иное, как предсказание того, каким образом будет действовать суд на практике.

Представление о законном праве (как и о законной обязанности) связано с предсказанием о том, как будет наказан человек в том или ином случае по решению суда, если он сделает или не сделает то, что надо сделать.

- В праве индивид может в полной мере ощутить или проявить всю полноту своих чувств и своих намерений: он может излить свой гнев на жизнь, он может испить здесь горькую чашу героизма, он может износить свое сердце в погоне за недостижимым.

- Жизнь права неизбежно зависит от превалирующих условий человеческого существования — насущных потребностей данного момента или периода, преобладающих моральных и политических убеждений и представлений, от наличия интуиции и ее использования в политической деятельности, от явных или же неосознаваемых влияний, даже предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими коллегами.

Эти условия в состоянии сделать гораздо больше и повлиять гораздо сильнее, чем какие-либо силлогизмы формально-юридического характера, а потому следует принимать как аксиому — «жизнь права не имеет логики; она имеет опыт».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: