Понятие техники. Проблема взаимосвязи науки и техники

Понятие техники исторически изменяло свое со­держание, и предложено довольно много определений, отража­ющих тот или иной ее аспект. Например, техника это:

- ремесло, искусство, мастерство (от греч. techne);

- совокупность приемов и правил выполнения чего-либо;

- деятельность, которая ведет к переменам в материальном мире;

- система орудий и машин;

- совокупность материальных средств целесообразной деятельно­сти людей;

- система искусственных органов деятельности человека;

- собрание механических роботов для выполнения нужной челове­честву работы.

Если обобщить все существующие определения техники, то основное ее содержание можно свести к трем основным аспектам.

Техника - это:

1) совокупность устройств, предметов, артефактов;

2) совокупность различных видов деятельности, направленных на изготовление, обслуживание и применение технических устройств;

3) совокупность знаний, которые включают в себя как предписания (рецепты), так и целую область научно технического знания.

Все эти совокупности для достижения поставленной цели

Техника – система средств, которая:

1)является нейтральной по отношению к цели, и может употребляться в качестве экономящего усилие посредника.

2)служит хозяйственному удовлетворению потребностей и предотвращения определенных действий.

3)служит облегчению и формированию нашего бытия.

4)представляет собой уравновешенную совокупность методов и вспомогательных средств действий по овладению природой.

Технология – деятельность и знания, связанные с изготовлением, обслуживанием и применением технических устройств.

Варианты классификации техники:

1) по области применения:

- бытовая,

- военная,

- экспериментальная

2) по области естествознания, которая является определяющей в работе данного технического устройства:

- электротехника

- механическая техника

- пневмо-техника

3) по служебным функциям, которые они призваны выполнять:

- транспортная

- измерительная

- информационная

4) по роли, которую они играют в трудовом процессе человека:

- ручные механизмы

- рабочие машины

- автоматизированные системы

Сущность техники Ясперс связываете трудом, который изна­чально присущ человеческому существованию, а технику опреде­ляет как средство. В непосредственной деятельности человека техника отсутствует, но как только появляется необходимость ввести преднамеренные действия, подчинить процесс человече­ской деятельности каким-либо правилам, применить какие-либо орудия — возникает техника. Например, техника дыхания, техни­ка танца, производительная техника и т.д.

Техника, подчеркивает Ясперс, создает не только средства для достижения ранее поставленных целей, но и сама приводит к от­крытиям, результаты которых становятся новыми человеческими целями, например создание музыкальных инструментов или кни­гопечатание. В этом смысле техника открывает такие сферы дея­тельности человека, которые расширяют его возможности и ведут к новым открытиям.

1 Первый подход Техника истолковывается как прикладная наука. Наука добывает знания, а техника их применяет. Иными словами, наука и техника образуют здесь “неразрывное целое”. линейной модели, развитие науки и техники понимается здесь как единый процесс.. если мы попытаемся взглянуть на историю науки и техники, то сможем убедиться, что многие учёные (Архимед, Г. Галилей,) оказали существенное влияние на развитие техники, а многие инженеры (Леонардо да Винчи,.) стали выдающимися деятелями науки.И потом, к сказанному можно добавить, что и социальные организации науки и техники в принципе мало чем отличаются друг от друга, – те же научно-исследовательские институты, лаборатории, высшие учебные заведения, издательские центры, конференции, выставки и т.д. К тому же, и в естественных, и в технических науках в основном применяются одни и те же средства и методы достижения целей, – и там, и там имеется как своя экспериментальная, так и своя теоретическая часть.

2 Следующий подход процессы развития науки и техники здесь рассматриваются как автономные, независимые друг от друга процессы. Это эволюционной модели. в целом науку и технику представляют различные сообщества людей, в каждом из которых имеются свои цели, задачи и система ценностей. (К примеру, конечный результат деятельности ученных выражается в виде опубликованной статьи, а конечный результат деятельности техника в виде машины, технологического процесса, лекарства…)

3 развитие науки определяется главным образом достижениями в технике. классическая механика стала исследованием природы благодаря таким техническим приспособлениям как часы, весы, телескоп, маятник и т.д. Ведь многие технические изобретения были сделаны ещё до появления экспериментального естествознания.

4. техника, базирующаяся на открытиях в науке, во все времена превосходила технику повседневной жизни.

его взглядам, вовсе не Галилей учился у ремесленников на венецианских верфях, напротив, он их научил многому. Заслуга великого ученого в том, что он заменил обыкновенный опыт основанным на математике и технически совершенным экспериментом… Л. Мамфорд.: преобразование научных результатов в практические инструменты было простым эпизодом в процессе открытия…

Наблюдаемая сегодня тесная взаимосвязь науки и техники – это примечательная черта именно нашего времени…



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: