Социологическая грамотность сегодня – показатель профессионализма журналиста. Это связано с тем, что журналистика сейчас существует в условиях рынка, когда информация стала товаром и сбыт этого товара, хотим мы этого или не хотим, зависит от того, насколько хорошо мы знакомы с ситуацией информационного рынка, с потребителем массовой информации, то есть аудиторией, насколько точно мы способны оценить работу самого производителя информационного товара, то есть редакции и журналиста.
И это первое, очень важное, направление связано с социологическим изучением функционирования СМИ в обществе, с внутриредакционной социорефлексией. При этом журналисту полезно быть знакомым с направлениями, способами и результатами социологических исследований всех участников процесса функционирования СМИ в обществе – редакции (журналиста), аудитории, других структур, которые участвуют в информационном обмене (власти, владельцы, издатели, рекламодатели и др.). Здесь, однако, хотелось бы разделить два направления социологических исследований. Первое – это изучение факторов, важных только для получения коммерческой прибыли, которые обычно строятся на медиаметрических маркетинговых исследованиях количественного состава аудитории, важного для получения возможно более прибыльной рекламы. Второе направлено на сущностное изучение характеристик аудитории, на познание ее истинных интересов и потребностей. Это знание необходимо для корректировки социально-ответственной линии журналистики, нередко идущей вразрез с коммерческой выгодой.
Но так или иначе, социологическое изучение функционирования СМИ в обществе связано с процессами самопознания журналистов и редакций, а также с изучением аудитории как потребителя их продукции. Естественно, что чаще всего репрезентативные исследования аудитории заказывают специальным социологическим службам. Но даже в этом случае редакционным работникам полезно быть знакомыми с особенностями программирования, выборки, с методами исследования, чтобы грамотно сформулировать социологической фирме цель и задачи исследования, проверить репрезентативность выборки, суметь оценить программу и методики исследования, составить представление об адекватности анализа полученных данных и обоснованности практических предложений.
Крупные СМИ, особенно электронные, нередко имеют свои социологические центры или службы. Но и небольшим редакциям иногда по силам провести локальное исследование аудитории, например, почтовое или прессовое. И тогда журналисту порой приходится выступать в роли социолога: составить программу исследования, сделать выборку, подготовить текст вопросника или анкеты, знать особенности обработки полученных анкет, способы построения таблиц и графиков, уметь социологически грамотно написать о проведенном исследовании.
Итак, в рамках первого направления существуют следующие виды исследований *.
1. Маркетинговые исследования – поиск и установление информационной ниши для изданий и программ. Применение социологических методов в коммерческой деятельности редакции, в выявлении наиболее платежеспособных рекламодателей, потребностей на рынке услуг и т. п.
2. Изучение информационных потребностей и интересов аудитории, аудиторного поведения (потребление, предпочтения каналов, изданий и т. п.), выяснение интересов и отношения аудитории к органам информации и т. п.
3. Исследование редакционной почты на предмет выяснения отношения к органу информации, оценок и предложений по улучшению его работы, изучению социально-демографического состава пишущих в редакцию.
4. Исследование методом контент-анализа (качественно-количественного анализа содержания) конкретного органа информации (желательно в сопоставлении с исследованиями аудитории и ориентаций журналистов) с целью корректировки тематической программы.
5. Изучение редакционных коллективов и отдельных журналистов с целью оптимизации работы редакции, кадрового состава, внутриредакционных отношений, информационного обеспечения, повышения квалификации кадров.
6. Выработка на основе социологических исследований потенциальной и реальной аудитории типологических характеристик СМИ.
7. Разработка программы деятельности конкретного органа информации, тематической и жанровой структуры, графической изобразительной модели и т. п., используя социологические исследования аудитории, положение на рынке данного сектора СМИ.
8. Изучение функционирования и тенденций (динамики) развития систем массовой информации в отдельных странах и в мире (сравнительные исследования).
Второе направление социологической грамотности журналиста связано с умением использовать данные социологических исследований и способностью применять социологические методы для исследования социальных процессов, которые могут быть отражены в журналистике. Это познание актуальных социальных процессов как предмета журналистики.Данное направление знаний в области социологии журналистики необходимо буквально каждому журналисту. Информация о результатах социологических исследований в разных предметных областях социологии: политики, экономики, культуры, свободного времени, преступности, нищенства и т. п. – крайне важна для редакционного сотрудника, особенно аналитика и расследователя, который берется освещать самые острые проблемы современности. Знакомство с результатами исследований социологических центров, с опросами общественного мнения, иногда проведение собственных локальных исследований по острым для населения того региона, где издается газета или вещает электронный канал, вопросам – безусловно прибавит объективности, точности, доказательности любой публикации журналиста.
Итак, в этом направлении применения социологии в редакционной работе можно назвать следующие виды исследований.
1. Выявление наиболее актуальных общественных проблем, которые нуждаются в освещении и внимании редакции (данные исследований по этим проблемам различных социологических центров: ВЦИОМ, «Левада-центр», Фонд «Общественное мнение», «Мониторинг» и др.).
2. Привлечение результатов социологических исследований по конкретным областям социологии (социология политики, бизнеса, социальной сферы, образования, здравоохранения, девиантного поведения, семьи, спорта, молодежи, города, села и т. п.).
3. Изучение существующей социологической информации об общественном мнении по самым актуальным проблемам, волнующим людей населения того региона, где выходит издание или теле-, радиовещательные программы.
4. Заказ специальных социсследований на заданную редакцией тему научным центрам, привлечение экспертов-социологов.
5. Проведение редакциями совместно в социоцентрами постоянных мониторингов (например, рейтинги политдеятелей перед выборами, как это в свое время делала телепрограмма «Итоги» с Евгением Киселевым).
6. Собственные редакционные или журналистские исследования по конкретной злободневной теме, волнующей население (торговля, транспорт, медицинское обслуживание, трудоустройство и т. п.). Если недоступно дорогостоящее репрезентативное исследование, всегда возможна публикация прессовой анкеты (анкеты, напечатанной в издании или переданная по ТВ и РВ).
7. Изучение редакционной почты на предмет выявления проблем, остро интересующих аудиторию данного органа информации, с применением метода контент-анализа.
8. Стандартизированное наблюдение (за поведением покупателей на рынке, нищих в метро и т. п.) для конкретных публикаций.
9. Интернет-исследования по темам, интересующим потребителей информации.
10. Проведение коллективных редакционных акций, обсуждений, дискуссий, в том числе интернет-форумов по проблемам, волнующим аудиторию, обеспеченных социологически.
Для социологически грамотного проведения общественных обсуждений, дискуссий, например, обсуждения какой-то конкретной городской проблемы (скажем, строительства вблизи населенного пункта крупного химического завода) И. Д. Фомичева формулирует несколько правил.
1. В начале обсуждения опубликовать специальную анкету или обращение к аудитории.
2. Учитывать, что компетентность суждений массовой аудитории зависит от уровня ее информированности.
3. Стимулировать участие в обсуждении разных слоев и групп населения.
4. Регулировать и стимулировать поток писем в редакцию по обсуждаемому вопросу.
5. При анализе почты использовать социологические методы.
6. Учитывать при этом, что структура авторов писем не равна структуре населения, и делать соответствующие коррективы.
7. Отслеживать ход дискуссии путем периодической публикации коротких вопросов к читателю.
8. Для подведения итогов можно использовать опрос и другие методы.