Целью исследования является получение конкретного результата, то есть планируемого итога исследования. Цель реализуется в конкретных задачах исследования.
Продолжим наш пример с беспризорниками. Целью исследования может быть изучение состава и основных характеристик беспризорников, причин, приведших детей на улицу. Конкретные задачи можно сформулировать таким образом:
1. Выяснить социально-демографические характеристики беспризорников: пол, возраст, уровень образования, место жительства, наличие жилья и пр.
2. Определить семейное положение (наличие родителей, других членов семейства), состояние здоровья родственников.
3. Исследовать основные причины беспризорничества.
4. Выяснить основные жизненные ориентации и представления о возможных путях решения проблем, в которые попали беспризорные дети.
В другом примере, приводимом ниже, основная цель – изучение аудитории «Литературной газеты» – была конкретизирована в ряде задач:
1. Определить социально-демографический состав всесоюзной городской аудитории «ЛГ», прежде всего по уровню образования.
|
|
2. Выяснить ожидания аудитории, удовлетворяемые газетой.
3. Выявить ожидания аудитории, не удовлетворяемые газетой.
4. Определить место «ЛГ» среди источников информации, которыми пользуется ее аудитория, в том числе по темам и проблемам, соответствующим разделам «ЛГ» (литература и литературоведение; литературные публикации; искусство; международная жизнь; внутренняя жизнь; зарубежная культура; юмор, сатира).
5. Выяснить отношение аудитории к следующим аспектам деятельности газеты и ее содержания: подбору авторов; характеру использования источников информации; способам подачи материалов (доступности, типам аргументов); целям и результатам выступлений.
6. Наметить пути более полного удовлетворения социально важных интересов и запросов аудитории и тем самым стабилизации ее, выявить резервы совершенствования деятельности газеты.