Гипотезы

Следующий этап составления программы – это формулирование гипотез исследования, то есть обоснованных предположений о структуре и характере связей между социальными явлениями, возможных путях решения проблем, результатах исследования, которые предстоит проверить. Это основной методологический инструмент, который организует весь процесс исследования. Формулирование гипотезы важно не только для социолога или сотрудника редакции, принимающего участие в социологическом исследовании, но и для журналиста, потому что всегда целесообразно перед тем как приняться за изучение какой-то важной социальной проблемы, перед выходом на место сбора информации выдвинуть несколько гипотез, иногда взаимоисключающих, чтобы проверить их. Тогда процесс изучения объекта будет целенаправленным. Хотя, естественно, ни в коем случае нельзя (как в социологическом исследовании, так и в журналистском) притягивать искусственно факты к сформулированной заранее гипотезе. Здесь мы говорим о гипотезе как рабочем инструменте, помогающем структурировать процесс исследования.

Гипотезы бывают описательные, описывающие события и процессы, и объяснительные, предполагающие выявление причин событий и ситуаций.

Гипотезой исследования о беспризорничестве может быть предположение, что основная причина этого явления – неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания др. социальные проблемы и болезни).

Гипотез может быть и бывает обычно несколько. Например, при изучении аудитории «ЛГ» было выдвинуто 13 гипотез. Среди них такие.

1. В составе аудитории «ЛГ» продолжают преобладать группы с высоким уровнем культуры из слоев технической и гуманитарной интеллигенции, хотя удельный вес групп с более низким уровнем образования несколько увеличился.

2. «ЛГ» является источником специальной информации по вопросам литературы и литературоведения для читателей, связанных с этой сферой деятельности.

3. Для массовой аудитории «ЛГ» играет роль источника дополнительной (в широком смысле слова), углубляющей информации по проблемам внутренней и международной жизни, зарубежной литературы, являясь единственным источником для нее.

4. Большинство читателей рассматривает «ЛГ» как газету, помогающую повысить компетентность по актуальным социальным проблемам, чем объясняется большая популярность материалов по проблемам внутренней жизни.

5. Характер ведения дискуссий может вызвать ряд отрицательных моментов отношения аудитории к газете:

а) читатель с высоким образовательным уровнем усматривает в ведении некоторых дискуссий нарочитое противопоставление точек зрения, которые по существу не противоположны, в просто рассматривают явления с разных сторон;

б) читатель с низким культурным уровнем не доволен чрезмерной специализированностью в рассмотрении некоторых аспектов проблем (без «выхода» на их связи с общесоциальными проблемами), сложностью языка материалов;

в) некоторые читатели как с высоким, так и с низким статусом не удовлетворены отсутствием во многих дискуссиях развернутого подытоживающего решения или сформулированного вывода, отражающего отношение редакции к проблеме.

6. Часть читателей считает недостаточной действенность критических выступлений газеты, причем с повышением стажа чтения газеты доля таких читателей увеличивается.

Здесь в основном названы описательные гипотезы, хотя пятая гипотеза может быть названа отчасти объяснительной.

На этом кончается методологическая часть программы и начинается процедурная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: