Методологические посылки и определение понятий

Часть программы, связанная с методологическими посылками, основами исследования бывает или развернутой, как в широких фундаментальных исследованиях, или краткой, как в прикладных – эмпирических – исследованиях. Однако, если не на уровне подробно прописанной, то хотя бы на уровне понимания и осознания методологического, социального и научного контекста, в котором предпринимается исследование, это важно не только для социолога, но и для журналиста, который берется за освещение какой-то серьезной социальной проблемы.

Когда мы приступали к исследованию аудитории «ЛГ», мы основывались на том, что это газета особого типа и ее место в системе советской прессы определяется следующими ее характеристиками.

Человековедческий подход ко всем явлениям и процессам действительности, рассмотрение любой проблемы в социально-личностном плане.

Комплексное рассмотрение проблемы во всесторонней связи одних явлений с другими.

Интерес к рассмотрению явлений и процессов в социально-историческом и прогностическом аспектах.

Обращение к проблемам, которые еще слабо отражены в сознании общественности, хотя необходимость осознания и решения их уже возникла.

Длительное и всесторонне дискуссионное рассмотрение проблем, причин, их обусловливающих.

Обсуждение проблем на достаточно высоком для неспециалиста уровне.

Поворот проблемы в сферу общественного сознания, дискуссионность, научная система аргументации.

Преемственность рассмотрения проблем, неоднократное возвращение к ним, раскрытие новых аспектов обсуждения.

Привлечение в качестве авторов крупных специалистов, признанных авторитетов в различных сферах и известных публицистов. Расчет на соответствующий заданному высокому уровню обсуждения уровень подготовки читателя, зачастую требующий специальных знаний.

По характеру преследуемых целей газета в основном стремится активизировать и формировать общественное мнение (как приоритет по отношению к принятию практических мер), ориентирует прежде всего на поиски перспективных позитивных социальных решений, а затем – на принятие отдельных административных мер, то есть газета внедряет в общественное мнение еще не осознанные аудиторией проблемы.

Определение понятий исследования – важная процедура и предполагает, что они определяются на операциональном уровне, то есть исследователи в программе должны точно представлять, что понимают под тем или иным термином и каковы так называемые эмпирические референты понятий.

Поиск эмпирических значений понятий называют эмпирической интерпретацией, а определение этих понятий через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением.

Например, кто такой «беспризорный ребенок»? Тот, у кого нет родителей, но есть крыша над головой? У кого нет жилья, хотя и есть родители (он сбежал от них, или они его выгнали, или он сам не может с ними жить, потому что они алкоголики)? У кого нет ни родителей, ни жилья? И так далее. От того, как вы определите это понятие, будет зависеть объект, предмет исследования, в особенности же выборка, то есть кого конкретно вы будете опрашивать, детей с какими характеристиками.

То же самое относительно определения понятия «аудитория». Что значит «аудитория конкретного издания», например, «ЛГ»? Те, кто выписывает газету? Но те, кто выписывает, могут ее и не читать, а выписывать для других членов семьи. Тот, кто ее читает? Но с какой степенью периодичности? Если читает раз в три месяца – будете ли вы считать такого человека читателем? Или вы остановитесь на какой-то более или менее регулярной степени контакта с газетой, например, для еженедельной «ЛГ» – не менее раза месяц? Тогда вы будете при опросе выбирать только таких людей, а с остальными интервью не проводить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: