1.Соотнесите годы и территории, присоединенные к России.
1) 1801 г.; а) Ереванское (Восточная Армения) и Нахичеванское ханства;
2) 1812 г.; б) Бессарабия;
3) 1815 г.; в) Царство Польское;
4) 1809 г.; г) Финляндия и Аландские острова;
д) Восточная Грузия.
2. Прочитайте отрывок и определите, сражение у какого города он описывает.
«5 числа с ранней зари до позднего вечера, 12 часов, продолжалось сражение под стенами, на стенах и за стенами города. Русские не уступали ни на шаг; дрались как львы. Французы, или лучше сказать поляки, в бешеном исступлении лезли на стены, ломились в ворота, бросались на валы и в бесчисленных рядах теснились около города по ту сторону Днепра. Наконец, утомленный противоборством наших, Наполеон приказал жечь город, которого никак не мог взять грудью... Тучи бомб, гранат и чиненых ядер полетели на домы, башни, магазейны, церкви. Толпы жителей бежали из огня, полки русские шли в огонь; одни спасали жизнь, другие несли ее на жертву».
Ответ:_______________________________________________.
3. Соотнесите имена авторов и их произведения.
1) А. Н. Воронихин; а) «Веранда, обвитая виноградом»;
2) С. Ф. Щедрин; б) «На жатве. Лето»;
3) А. Г. Венецианов; в) здание Биржи в Петербурге;
4) А. Д. Захаров. г) Адмиралтейство;
д) Казанский собор в Петербурге.
4.Прочитайте отрывок из сочинения В. О. Ключевского и определите, о ком идет речь. Впишите имя в свободную строку.
«_____________________________приподнял и встряхнул этот вялый и ленивый ум (царя), заставил это холодное, себялюбивое и завистливое сердце любить и уважать чужое величие. В пору этого озарения они и творили свою конституцию. И досталось же подданному за эту непривычную и непосильную работу, заданную им уму и сердцу своего государя! При первой же ошибке, как только представился случай совлечь его с тягостной высоты и поставить в уровень подданного, с таким самодовольным и мстительным великодушием прочитал он... свой царственный урок и, ласково простившись с ним, велел врагу его, министру полиции Балашову, сослать его как провинциального чиновника в Нижний (Новгород). После того Александр никого уже не уважал, а только по-прежнему боялся, ненавидел и презирал».
Соотнесите даты и события.
1) 1805 г.; а) заключение Тильзитского мира;
2) 1807 г.; 6) Аустерлицкое сражение;
3) 1815 г.; в) введение конституции Царства Польского;
4) 1814 г. г) вступление русских войск в Париж;
д) война со Швецией.
Установите хронологическую последовательность событий.
а) сражение под Смоленском; б) Тарутинский марш-маневр;
в) вторжение Наполеона в Россию; г) битва под Малоярославцем.