double arrow

Светская медицина. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская Кротонская школы

Вплоть до эпохи эллинизма (4 в до н.э) философия, политические и естественнонаучные воззрения составили единую нерасчлененную систему знания, почти все философы были одновременно естесвоиспытателями, многие из них интересовались вопросами медицины.

Характерная черта древнегреческого естествознания - обилие общих натурфилософских догадок, в которых естественно-научная мысль предвосхитила многие позднейшие научные открытия при недостаточном объеме фактических знаний о природе и человеке. Идеи древнегреческой философии и естественнонаучной мысли тесно связаны с проблемами медицины. Врачевание рассматривается в русле натурфилософии. В этот период характерно появление философских школ различных направлений.

Первая греческая философская школа возникла в малоазийской Ионии. Основатель – Фалес. Учения о единстве материи как всего сущего. Другая древняя школа – Пифагора. Начало всего сущего –число.

Кротонская врачебная школа. Основные учения: организм есть единство противоположностей, здоровый организм – результат равновесия противоположных сил – сухого и влажного, противоположное излечивается противоположным. Положено начало учения о патогенезе болезней: местом возникновения болезней считались головной мозг, спинной мозг и кровь. Сицилийская врачебная школа. Основатель Эмпидокл. Выделяет 4 элемента сущего: огонь, воду, воздух и землю. Положил начало физиологии, интересовался генетикой.

Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь ): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Косская школа. Основоположник – Гиппократ. Здоровье связано с окружающим миром. Болезнь не наказание богов, а нарушение правил. Болезни происходят от ословий окружающей среды и от образа жизни. Гиппократики (ученики) поверхностному подходу противопоставляли внимательное наблюдение за больными. Одна и та же болезнь протекает неодинаково. Каждый организм имеет свои особенности. Все люди делятся на 4 типа по своей конституции и поведенческому характеру (темпераменту). Гиппократов сборник – энциклопедия древнегреческой медицины. Описано 250 лекарств растительного происхождения и 50 животного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: