Реформы в области народного образования и печати

Реформы 60-х годов в области образования и печати были неразрывно связаны с теми преобразованиями, которые последовали вслед за крестьянской реформой 1861 года. Еще в ходе работы Редакционных комиссий высказывалось мнение о "настоятельной необходимости учреждения повсеместно сельских училищ". Разработка этого вопроса заняла несколько лет, прежде чем 14 июня 1864 года Александр II утвердил

"Положение о начальных народных училищах".

В соответствии с ним, право открытия и содержания школ представлено было общественным учреждениям и частным лицам с соответствующего разрешения.

Начальные школы были насколько типов - государственные, земские, церковноприходские, воскресные. Срок обучения в них не превышал трех лет. Учебный курс предполагал преподавание следующих дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, четыре правила арифметики и церковное пение. Преподавание должно было производиться повсюду только на русском языке.

В 1864 году был утвержден новый устав гимназий. Он вводил среднюю школу принцип равенства прав на образование для всех, имеющих возможность внести установленную плату за обучение: в гимназию могли приниматься дети лиц "всех сословий, без различия звания и вероисповедания". Гимназии предусматривались двух типов - классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В классических гимназиях предпочтение отдавалось гуманитарной подготовке, изучению древних языков; в реальных гимназиях преимущество имели математика и естествознание. Окончившие классическую гимназию имели право поступать без экзаменов в университет, окончание же реальной гимназии давало право на поступление только в высшие технические учебные заведения. В начале 60-х годов получило развитие и женское образование. В 1863 году был принят новый университетский устав, который восстанавливал университетскую независимость. Университетский совет получил право самостоятельно решать все учебные, научные и административные вопросы, руководить всей внутренней жизнью вуза. Устав предусматривал выборность ректора, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Студенты не получали никаких корпоративных прав. Женщины в университеты не допускались.

Новый закон университетской жизни был встречен положительно, ибо он, как писал известный филолог Ф.И. Буслаев, "способствовал успехам в науках", а профессора могли "читать лекции спокойно и беспрепятственно", не стесняясь придирчивыми формальностями, " без всякого опасения соглядатайной опеки".

В обстановке усилившихся либеральных настроений, всеобщего недовольства положением печати наступил конец "эпохе цензурного террора". Еще в декабре 1855 года правительство Александра II прекратило деятельность Бутурлиновского комитета, были смещены наиболее реакционно-настроенные цензоры. В 1857 году правительство создало комитет по выработке нового цензурного устава. Наконец, в 1856 году был издан новый устав, просуществовавший с некоторыми изменениями и дополнениями вплоть до 1905 года.

Новый закон освободил от предварительной цензуры столичную периодическую печать, книги объемом 10 печатных листов для русских и 20 печатных листов для переводных изданий

Несмотря на известные ограничения для провинциальной печати и массовой литературы, новый устав был все же несомненным шагом вперед, получив поддержку в среде книгоиздателей журналистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: