Культура России в XIX веке

Петровские реформы ускорили сближение России с Западной Европой, но в этом сближении долгое время участвовали лишь высшие классы общества. Активно заимствовались внешние формы европейской культуры: дети дворян воспитывались французскими гувернерами; в «высшем обществе» говорили по-французски, увлекались французским театром и французскими романами. Социокультурная пропасть между высшими и низшими классами в России была огромной. Главная причина этого явления заключалась в существовании крепостного права, которое давало знати возможность жить в роскоши и окружать себя раболепной прислугой. Восприятие европейской культуры тем не менее содействовало дальнейшему развитию вкуса и смягчению нравов.

Крестьянское сословие оставалось верно своим старым обычаям, понятиям и преданиям. Грамотность довольно медленно распространялась между крестьянами. В деревне преобладала традиционная русская культура, находившая свое выражение в народных песнях, танцах, сказаниях. Раздвоение господствовало в образе жизни городского населения. В то время как купцы и мещане придерживались старых обычаев, многочисленный класс мелких чиновников старался подражать в образе жизни высшему обществу, заимствуя у него стремление к наружному лоску и привычку жить не по средствам. Рост национального самосознания, ставший прямым следствием победы в войне 1812 г., во многом определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки.

Определенные успехи были достигнуты в сфере народного образования. Расширялась сеть высших учебных заведений. Были открыты университеты: Казанский (1804 г.), Харьковский (1805 г.), Дерптский (1802 г.), Вильненский (1803 г.; был закрыт после восстания 1830 г., вместо него открыт в 1834 г. Киевский), Петербургский (1819 г.). Близкий к университетскому уровень знаний давали лицеи — Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле. Александр I открыл Лесной институт, при Николае I были открыты Петербургский технологический институт, Московское техническое училище, Артиллерийская академия. Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском центре. Если в начале XIX века действовало 32 гимназии, то в 1840-х гг. было уже 76 гимназий; число уездных училищ за тот же период возросло со 126 до 445. В первой половине XIX века в основных чертах сложилась система народного образования, принявшая следующий вид: церковно-приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища — начальная ступень; гимназии — средняя ступень; университеты и технические учебные заведения — высшая ступень.

Значительные успехи были достигнуты в науке. Мировое признание получили труды Н.И. Лобачевского (математика), Н.Н. Зинина (химия), В.В. Петрова и Б.С. Якоби (электротехника). Выдающимся вкладом в развитие не только исторической науки, но и литературного языка явилась «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. В 1803-1806 гг. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое кругосветное путешествие, а в 1821 г., также во время кругосветного путешествия, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли шестую часть света — Антарктиду.

Для развития культуры и литературы была характерна смена классицизма романтизмом, а затем реализмом. В стиле классицизма созданы Казанский собор (архитектор А.Н. Воронихин), Адмиралтейство (А.Д. Захаров), ансамбль Дворцовой площади, Михайловский дворец (К.И. Росси). В живописи традиции классицизма были представлены в работах Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстого. Наиболее известные произведения К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина были пронизаны идеями романтизма. К тому же времени относится небольшая картина П.А. Федотова «Сватовство майора», положившая начало реалистическому направлению в русской живописи.

С именем М.И. Глинки связано создание русской национальной оперы, в основе его творчества лежала народная музыка. Эти традиции нашли продолжение в сочинениях А.С. Даргомыжского.

Русская литература во времена Александра I окончательно усвоила себе форму западно-европейской журналистики. Звание писателя приобретает почет помимо его чина и состояния. Талантливые писатели способствовали обработке литературного слова и развитию вкуса читателей. В этом отношении особенно велики заслуги Н.М. Карамзина, который в своих повестях и «Письмах русского путешественника» явился последователем и распространителем современного ему сентиментального направления западно-европейской литературы. Поэты его эпохи продолжали отчасти развивать риторическое направление старой школы и возвышенный тон державинской поэзии (В.А. Озеров, Н.И. Гнедич, И.И. Дмитриев).

Во второй четверти XIX столетия наша литература приобретает более самостоятельный характер и начинает сближаться с русской жизнью. Сатирическое направление достигает высокой степени развития в комедии А.С. Грибоедова (который был русским посланником в Тегеране и убит там возмутившеюся чернью в 1829 г.), в неподражаемых баснях И.А. Крылова и особенно в художественных произведениях Н.В. Гоголя. Эти три писателя выявляют темные стороны русского общества, особенно привычку скрывать недостатки и выставлять свою деятельность в лучшем свете. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» изобразил пустоту интересов и мелочность современного московского «света». Крылов в форме коротких и чрезвычайно остроумных басен метко оттенял разнообразные стороны русского быта. Он подражал французскому баснописцу Лафонтену, но внес в свои басни столько оригинального русского духа, что остался самобытным поэтом. Гоголь, родом украинец, в главных своих произведениях (юмористическая поэма «Мертвые души» и комедия «Ревизор») воспроизвел яркие черты мира русских чиновников и помещиков.

Юмор Гоголя поражает читателя неистощимой веселостью, хотя в глубине своей отзывается скорбными чувствами. Гоголь нашел себе многочисленных последователей («натуральная школа»), которые придали нашей периодической литературе повествовательные формы и изображали разные стороны русского быта в границах, определенных цензурными постановлениями. Некоторые из них, например Тургенев, с особенною любовью посвящали свой талант изображению крестьянского быта и мало-помалу вызвали сочувствие образованного класса. Из романов исторического и патриотического характера в эту эпоху выделяются произведения М.Н. Загоскина («Аскольдова могила», «Юрий Милославский») и И.И. Лажечникова («Басурман», «Последний новик»). В 1840-е гг. литературная критика приобретает силу и оригинальность под пером даровитого В.Г. Белинского.

Поэзия, основанная на западных образцах, нашла своих представителей в лице К.Н. Батюшкова, последователя германской романтической школы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Пушкин своим удивительным поэтическим чутьем понял, какие богатства заключаются в народной словесности, которая в первобытной, наивной форме раскрывает дух народа, его помыслы, его радости и страдания. Он пытался найти источники вдохновения в народном эпосе, то есть в песнях, сказаниях и преданиях. Содержанием поэзии Пушкина было настоящее и прошлое русской жизни. В «Евгении Онегине» отразились черты современного дворянского быта; чтение «Истории» Н.М. Карамзина вдохновило поэта написать величественную историческую трагедию «Борис Годунов». Из других поэтов того времени выделяются М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский и А.В. Кольцов.

Империя Российская, «единая и неделимая», раскинулась «от финских хладных скал до пламенной Тавриды», от Вислы до Тихого океана и заняла шестую часть земли. Раскол российского общества в духовной области начался со времен Петра I и углубился в XIX веке. Монархия продолжала дело «европеизации России», не считаясь с традициями отечественной культуры. Выдающиеся достижения европейской науки, литературы, искусства были доступны лишь ограниченному числу русских людей; они мало влияли на повседневную жизнь простого народа. Человек другой культуры воспринимался крестьянами как барин, «чужак».

Уровень образования отражался в читательских вкусах. В 1860-х гг. на долю фольклора, сказок о рыцарях и педагогических произведений приходилось 60 % всех изданий. За то же время популярность рассказов о разбойниках, любви, науке выросла с 16 до 40 %. В 90-е гг. в народной литературе появляется рациональный герой, полагающийся на личную инициативу. Подобное изменение тематики свидетельствовало о зарождении либеральных ценностей в массовом сознании.

В фольклоре угасал эпос, падала роль обрядовой поэзии и росло значение обличительно-сатирического жанра, направленного своим острием против купца, чиновника, кулака. В частушках тема семейных отношений дополнилась общественно-политическими сюжетами. Появлялся фольклор рабочих.

В народном сознании наряду с уверенностью в своих силах уживалась мистическая вера в покровительство или враждебность сверхъестественных сил, с трудолюбием уживалась безалаберность, с добротой — жестокость, с достоинством — покорность.

Российская наука вышла на новый уровень, дифференцировалась на фундаментальную и прикладную. Многие научные открытия и технические новшества стали достоянием мировой науки и техники.

Вторая половина XIX века явилась эпохой расцвета русской литературы. Страстная дума о судьбе родины, внимание к человеку — характерные ее черты. В 90-х гг. начался «серебряный век» русской поэзии. Вопреки установившимся взглядам, поэты этой поры, символисты, не отдалялись от проблем современности. Они стремились к тому, чтобы занять место учителей и пророков жизни. Их талант проявлялся не только в изысканности формы, но и в человечности.

Русская тема со все большей ясностью и чистотой звучала в культуре и получила преобладание к концу XIX века. Одновременно с этим распадались социально-бытовые устои древнерусской жизни, выветривалось православно-народное сознание.

Происходили значительные изменения в быту. Развивалось городское коммунальное хозяйство. Мостились улицы (обычно булыжником), улучшалось их освещение — керосиновые, газовые, затем электрические фонари. В 60-е гг. был построен водопровод в Петербурге (в Москве, Саратове, Вильне, Ставрополе он существовал до 1861 г.) и семи губернских городах (Риге, Ярославле, Твери, Воронеже и др.), до 1900 г. он появился еще в 40 крупных городах.

В начале 80-х гг. в городах России появился телефон, к концу XIX века почти все значительные города имели телефонные линии. В 1882 г. была проведена первая междугородная линия Петербург — Гатчина. В конце 80-х гг. вступила в действие линия Москва — Петербург, одна из наиболее протяженных в мире.

Рост населения больших городов вызвал постройку железных дорог. Первая «конка» была организована в начале 60-х гг. в Петербурге, в 70-х она стала работать в Москве и Одессе, в 80-х — в Риге, Харькове, Ревеле. В 90-х гг. конки начали сменяться трамвайным сообщением. Первый трамвай в России пошел в Киеве в 1892 г., второй — в Казани, третий — в Нижнем Новгороде.

Коммунальное хозяйство обычно охватывало центральную часть городов. Окраины даже в столицах оставались неблагоустроенными. Отходила в прошлое полусельская жизнь больших дворянских усадеб. Европеизировался быт купечества. Трудовое население больших городов, жившее прежде в маленьких домиках, все больше стало скучиваться в каменных громадах, доходных домах, снимая там каморки и койки у хозяев квартир.

В 1898 г. был обследован жилой фонд Москвы. Выяснилось, что из миллиона жителей столицы 200 тыс. ютятся в так называемых «коечно-каморочных квартирах», многие в «каморках» — помещениях с перегородками, не доходящими до потолка, многие снимали отдельные койки или даже «половинчатые», на которых спали рабочие разных смен. При заработной плате рабочего 12—20 руб. в месяц каморка стоила 6 руб. Одиночная койка — 2 руб., половинчатая — 1,5 руб.

В сложившейся за века планировке сельских поселений пореформенное время не произвело значительных изменений. По-прежнему в нечерноземной полосе преобладали небольшие деревни с деревянными избами, вытянутыми вдоль сельской улицы. Как и прежде, чем дальше на север, тем мельче были размеры поселений. В степной полосе большие размеры деревень определялись условиями водоснабжения.

В деревне распространялось керосиновое освещение. Однако керосин был дорог и избы освещались маленькими лампами. В глухих углах продолжали еще жечь лучину. Уровень жизни крестьян в Новороссии, Самарской, Уфимской, Оренбургской губерниях, в Предкавказье и Сибири был значительно выше, чем в центральных губерниях. В целом же жизненный уровень в России был низок. Об этом говорит средняя продолжительность жизни, отставаемая от европейских стран. В 70-90-х гг. в России она составляла для мужчин 31 год, для женщин 33 года, а в Англии соответственно 42 и 55.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: