Правление Николая I

После Александра власть перешла в руки его младшего бра­та Николая I (1825-1855). Хотя в литературе данный период чаще всего оценивается как наивысшая точка самодержавия, в сущности это было время продолжения курса Александра I в последние пять лет его царствования. Вступление на престол Николая I тесно свя­зано с восстанием декабристов, и на протяжении 30 лет император бо­ролся с проявлением любых попыток революционного движения. Он хотел «очистить Русь от заразы, извне к нам занесенной». Министр просвещения Уваров в угоду царю разработал теорию официальной народности («православие, самодержавие, народность»). Согласно ей русскому народу искони присущи поклонения царскому престолу, «обожание венценосного монарха».

Николай I пытался провести некоторые реформы, не меняя при этом всей системы. Более того, стремлением укрепить устои самодержавия мож­но объяснить проведение политики государственной опеки над поли­тической, экономической, социальной, культурной жизнью страны. Этому способствовало создание собственной канцелярии с функциями высшего органа управления государством. В состав канцелярии вхо­дили различные отделения.

Особо обширными полномочиями обладало III отделение. Во главе отделения стоял фаворит царя А.Х. Бенкендорф. В функции отделения входил сбор различной информации о настроениях во всех слоях общества, надзор за печатью, за «неблагонадежными» лицами и иностранными подданными.

При Николае I в области народного просвещения был положен принцип строгой сословности. Запрещалось принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. В 1826 году был разработан новый, чрезвычайно жес­ткий цензурный устав, в соответствии с которым запрещалась в от­крытой печати критика монархической формы правления, рассужде­ния о конституции или о необходимости реформ в обществе.

В 1848-1855 годах были заметно ограничены взаимосвязи с За­падной Европой. Вводился запрет на въезд иностранцев в Россию, а российским гражданам — на выезд за границу. В 1826-1832 годах была проведена кодификация законов, то есть систематизация россий­ского законодательства, начиная с Соборного уложения 1649 года и включая свод действующих законов. Огромное издание, состоящее из 60 томов, подготовила комиссия под руководством М.М. Сперанско­го. Правда, эта кодификация не меняла ни систему управления, ни социальную структуру, не устраняла бюрократизм и произвол чинов­ников, достигшие особого расцвета именно в николаевские времена.

Николай I признавал, что «крепостное право — зло», но его от­мена в настоящее время есть «еще большее зло». Он понимал, что кре­постничество является тормозом развития страны, но опасался, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затро­нет и самодержавие, опирающееся на эту власть. Николай I был вынужден постоянно заниматься крестьянским вопросом из-за нередко происходивших волнений крепостных крес­тьян. И хотя в годы его правления насчитывалось свыше 500 случаев таких выступлений, решиться на серьезные социальные преобразова­ния он так и не смог.

В 1837-1838 годы было учреждено Министерство государ­ственных имуществ во главе с графом П.Д. Киселевым. Это министерство в течение нескольких лет проводило реформу государ­ственной деревни, которая несколько упорядочила положение госу­дарственных крестьян и способствовала в известной мере развитию рыночных отношений на селе. В резуль­тате деятельности министра П.Д. Киселева, который занимал эту должность около 20 лет, к моменту отмены крепостного права экономическое положение государственных крестьян оказалось значитель­но лучше, чем положение крестьян помещичьих, а система их местного самоуправления послужила образцом для устройства по­реформенной деревни.

В 1830-1840 годы происходил постепенный переход от мануфактуры к фабрике. Это означало, что в промышленности стали создаваться крупные предприятия, основанные на машинной технике, то есть начался промышленный переворот. Первым предприятием, основанном на машинной технике, была казенная Александровская хлопчатобумажная мануфактура в Петербурге (1799). К середине века на долю машинного производства приходилось две трети всей крупной промышленности.

Тогда же началось строительство железных дорог. Первая железная дорога была построена между Петербургом и Царским Се­лом, ее длина была всего 25 верст. В 1843-1851 годах железная дорога протяженностью 650 верст соединила Санкт-Петербург и Москву, что имело большое экономическое и стратегическое значение. Всего к 1861 году в России имелось лишь около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий и по этому показателю страна чрезвычайно отставала от Западной Европы. Так, в Англии в это вре­мя протяженность железных дорог составляла 15 тыс. верст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: