Военный коммунизм» и НЭП

На момент октябрьского восстания и в первое время после него у большевиков не было четкого и детального плана преобразований — в том числе и в экономической сфере. Они рассчитывали, что после победы революции в Германии «немецкий пролетариат как более организованный и передовой» возьмет на себя задачу выработки социалистического курса, а российскому останется только поддерживать этот курс. У Ленина в то время звучали характерные фразы типа «Мы не знаем, как нужно строить социализм» или «Мы социализм протащили в повседневную жизнь и тут должны разобраться».

Ориентиром хозяйственной политики большевиков стала модель экономического устройства, описанная в трудах классиков марксизма. По этой модели государство диктатуры пролетариата должно было стать монополистом всей собственности, все граждане становились наемными служащими у государства, в обществе должна была господствовать уравнительност ь, то есть брался курс на замену товарно-денежных отношений централизованным распределением продукции и административным управлением народным хозяйством. Ленин так обрисовал представляемую им социально-экономическую модель: «Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы».

На практике эти представления реализовывались в ликвидации частной собственности. Были национализированы все частные банки, аннулированы все внешние государственные займы, монополизирована внешняя торговля — финансовая система была полностью централизована.

Промышленность в первые недели после октября переводилась под «рабочий контроль», что заметного экономического — да и политического — эффекта не давало. Тогда была проведена форсированная национализация промышленности, транспорта, торгового флота, названная Лениным «красногвардейской атакой на капитал». Быстро была национализирована и вся торговля — вплоть до мелких лавок и мастерских.

Вводилась строжайшая централизация управления всего народного хозяйства. В декабре 1917 года был создан Высший Совет Народного Хозяйства, в руках которого сосредоточивалось все экономическое управление и планирование. Объявлялось требование военной дисциплины на производстве, вводилась всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет. За уклонение от обязательного труда предусматривались строгие санкции.

Торговля заменялась карточным распределением продуктов. Не занятые общественно полезным трудом карточек не получали.

В деревне была введена продразверстка. Эта мера отражала теоретические представления большевиков: была сделана попытка административно отменить в деревне товарно-денежные отношения. Но с другой стороны и конкретная практика оставляла большевикам довольно малый выбор: после ликвидации помещичьих и монастырских хозяйственных комплексов механизм заготовки и реализации продовольствия был сломан. Крестьянство в условиях общинной локальности склонялось к натуральщине в ведении хозяйства. Большевики попытались создать в деревне совхозы и сельхозкоммуны, перевести сельское хозяйство на рельсы централизованного производства и управления. Чаще всего эти попытки терпели откровенные неудачи. Возникла угроза голода. Преодоление продовольственных трудностей власть видела в чрезвычайных мерах, в использовании силы. Среди городских рабочих велась агитация, призывавшая к «походу против кулачества». Продотрядам разрешалось применение оружия.

Централизаторские тенденции в экономике проявились еще до большевиков. В годы войны нормирование производства, сбыта и потребления было характерно для всех воюющих стран. В 1916 году царское правительство в России приняло решение о продразверстке, эту меру подтвердило и Временное правительство: в условиях мировой войны она была явно вынужденной. Большевики же ввели продразверстку намного жестче. Кроме натуральной хлебной повинности, от крестьян требовалось участие в системе трудовых повинностей, в мобилизации лошадей и подвод. Национализировались все зернохранилища, ускоренно ликвидировались все частновладельческие хозяйства.

Коммунистические, натуральные элементы внедрялись в повседневную жизнь: бесплатными объявлялись продовольственные пайки, коммунальные услуги, производственная одежда для рабочих, городской транспорт, некоторая печать и т. п. У такой системы находились свои сторонники среди служащих, неквалифицированных рабочих и др. В тех трудных экономических условиях боялись свободно-рыночных цен. У многих вызывала одобрение борьба со спекуляцией. Жестко централизованная хозяйственная система, созданная большевиками, фактически и была ориентирована на мобилизацию ресурсов для обеспечения армии и в условиях военного времени оказалась достаточно дееспособной.

В годы гражданской войны на территориях, где к власти приходили «учредиловцы» или белые, происходила денационализация промышленности, банков, разрешалась частная торговля. В то же время для поддержания нормального потребления в городах делались попытки регулировать торговые отношения между городом и деревней. Эти попытки были робкими и непоследовательными. Понимание необходимости четкого управления экономикой в условиях военного времени часто подавлялось у лидеров антибольшевистского движения соображениями пропагандистского толка. К тому же наладить хозяйственную жизнь мешали оторванность занятых ими районов от центра и разлад межотраслевых связей.

В районах крестьянского движения, как правило, осуществлялся переход к свободному землепользованию в соответствии с крестьянскими представлениями. При этом господствовала почти полная децентрализация хозяйственных связей, что лишало повстанцев всякого экономического преимущества перед большевиками.

В годы войны экономика быстро деградировала. Дореволюционные производственные фонды проедались, нового строительства и расширения их не было. Жизнь людей становилась все тяжелее. Кроме непрекращавшегося крестьянского брожения, ширилось недовольство в городах. В 1920 году начались забастовки на крупнейших предприятиях, являвшихся до этого оплотом большевиков (например, забастовали путиловцы в Питере, металлисты в Харькове). Волновалась армия. К 1921 году оказались практически полностью исчерпанными запасы металла, мануфактуры, топлива, оставшиеся с 1917 года. Многие предприятия не работали. Объем продукции крупной промышленности составлял в 1920 году 14,8% довоенного уровня. Стоял почти весь транспорт.

К началу 20-х гг. страна столкнулась не только с социально-политическим, но и с тяжелейшим экономическим кризисом. Промышленность, транспорт, финансовая система России в результате мировой и гражданской войн были подорваны.

Новая экономическая политика, начатая на Х съезде РКП(б), представляла собой целую систему мер по возрождению экономики России. Главные усилия были направлены против разрастающегося продовольственного кризиса, ликвидировать который можно было только путем подъема сельского хозяйства. Было принято решение раскрепостить производителя, дать ему стимулы для развития хозяйства. Сначала это предполагалось достигнуть путем замены продразверстки продналогом. Размер налога был значительно меньше разверстки, он носил прогрессивный характер, то есть уменьшался в случае, если крестьянин заботился об увеличении производства, и позволял крестьянину свободно распоряжаться излишками продуктов, которые у него оставались после сдачи налога.

Поскольку крестьянству об изменении экономической политики стало известно поздно, в разгар посевной кампании, то оно не решилось пойти на резкое увеличение посевных площадей. К тому же положение в сельском хозяйстве обострилось в результате засухи, которая поразила основные зерновые районы России и вызвала сильный неурожай и голод. Количество голодающих в 1921 г. по разным оценкам составляло от 10 до 22 млн. человек. Большое число голодающих стало покидать районы бедствия и устремилось в более благополучные местности. Огромные средства государству пришлось выделить на помощь голодающим, была использована помощь, поступившая от международных организаций.

В 1922 г. были продолжены реформы в сельском хозяйстве. Продналог был сокращен еще на 10% по сравнению с предыдущим годом и было объявлено о том, что крестьянин становился свободным в выборе форм землепользования. Ему разрешались наем рабочей силы и аренда земли. Это позволило крестьянину осознать преимущества новой экономической политики и он начал наращивать производство зерна и собирать большой урожай. После сдачи государству налога у крестьянина появлялись излишки, которыми он мог распоряжаться свободно и реализовывать их на рынке.

Правительство пошло на создание условия для свободной реализации излишков продукции сельского хозяйства. Этому способствовали коммерческая и финансовая стороны новой экономической политики. О свободе торговли хлебом было объявлено одновременно с переходом от разверстки к продналогу. Но сначала это понималось как прямой продуктообмен между городом и деревней. Преимущество отдавалось обмену через кооперативы, а не через рынок. Крестьянству такой обмен показался невыгодным и В.И. Ленин уже осенью 1921 г. признал, что товарообмен между городом и деревней сорвался и вылился в куплю-продажу по ценам «черного рынка». Пришлось пойти на снятие ограничений свободной торговли, поощрить розничную торговлю и поставить частника в равные условия в торговле с государством и кооперативами

Разрешение торговли потребовало наведение порядка в финансовой системе, которая в начале 20-х гг. существовала лишь номинально. Государственный бюджет составлялся формально, также формально утверждались сметы предприятий и учреждений. Все расходы покрывались путем печатания ничем не обеспеченных бумажных денег, поэтому размеры инфляции были бесконтрольными.

Уже в 1921 г. государство предприняло ряд шагов, направленных на восстановление финансовой политики. Был утвержден статус Государственного банка, который переходил на принципы хозрасчета и был заинтересован в получении доходов от кредитования промышленности, сельского хозяйства и торговли. Разрешалось создавать коммерческие и частные банки. Частные лица и организации могли держать в сберегательных кассах и банках любые суммы денег и без ограничений пользоваться вкладами. Правительство прекратило бесконтрольно финансировать промышленные предприятия, которые должны были платить налоги в бюджет и приносить доход государству.

Затем были приняты меры по стабилизации российской валюты, которые осуществлялись в течение 1922—1924 гг. В результате реформы в СССР была создана единая денежная система, выпущены червонцы, ставшие твердой валютой, а также казначейские билеты, серебряная и медная монета.

Наиболее сложно происходило возрождение промышленности. Промышленная политика состояла в денационализации большой части предприятий; передаче мелких и средних предприятий в руки частного и акционерного капиталов; переориентации части крупных предприятия на выпуск продукции широкого потребления и сельскохозяйственного назначения; переводе крупной промышленности на хозрасчет при расширении самостоятельности и инициативы каждого предприятия, создании трестов и синдикатов и др. Однако промышленность плохо поддавалась реформированию и принятые меры привели к остановке большой части промышленных предприятий.

В середине 20-х гг. развитие советской экономики носило противоречивый характер. С одной стороны, успехи новой экономической политики в возрождении экономики страны были очевидны. Сельское хозяйство практически восстановило уровень довоенного производства, российский хлеб вновь стал продаваться на мировом рынке и в деревне стали накапливаться средства для развития промышленности. Окрепла финансовая система государства, правительство проводило жесткую кредитную и налоговую политику. С другой стороны, положение в промышленности, особенно, в тяжелой, выглядело не слишком хорошим. Промышленное производство к середине 20-х гг. далеко еще отставало от довоенного уровня, замедленные темпы его развития вызывали огромную безработицу, ко-торая в 1923—1924 гг. превысила 1 млн. человек.

Новая экономическая политика прошла через серию острейших экономических кризисов. В 1923 г. диспропорция между наращивающим темпы развития сельским хозяйством и практически остановившейся промышленностью вызвала «кризис цен», или «ножницы цен». В результате цены на сельхозпродукты резко снизились, а цены на промтовары продолжали оставаться высокими. На этих «ножницах» деревня теряла половину своего платежеспособного спроса. Обсуждение «кризиса цен» вылилось в партийную открытую дискуссию, и выход был найден в применения экономических методов. Цены на промтовары были снижены, а хороший урожай в сельском хозяйстве позволил промышленности обрести широкий и емкий рынок для сбыта своих товаров.

В 1925 г. начался новый кризис, спровоцированный частными торговцами сельхозпродуктов. Спекуляция ими привела к тому, что цены на сельхозпродукты резко повысились и основная прибыль пошла в руки наиболее зажиточных крестьян. Среди большевиков вновь вспыхнула дискуссия о «кризисе цен». Вновь победили сторонники продолжения поощрения развития аграрного сектора и дальнейших уступок крестьянству. Однако были приняты поспешные меры по ограничению частника на рынке, что привело к его дезорганизации.

Новый кризис экономической политики был связан с хлебозаготовительными трудностями зимы 1927/28 г., вошедшими в историю как «хлебная стачка». Крестьяне решили не сдавать хлеб государству, решив придержать его до весны, когда цены на него поднимутся. В результате в крупных городах страны возникли сбои в снабжении населения продуктами питания и правительство вынуждено было пойти на введение карточной системы распределения продуктов. В ходе поездки в Сибирь в январе 1928 г. И.В. Сталин предложил применить чрезвычайные меры давления на крестьян при проведении хлебозаготовок, в том числе использование уголовного кодекса для укрывателей зерна, насильственное изъятие зерна у крестьян, использование заградительных отрядов и т.п. Как только хлебозаготовительные трудности вновь повторились зимой 1928/29 г. сторонники применения хозяйственных методов разрешения кризиса хлебозаготовок были сняты с постов, а новая экономическая политика была отброшена.

Имеется немало причин, которые привели к отмене новой экономической политики. Одно из них было связано с непропорциональным развитием основных отраслей народного хозяйства страны. Успехи в восстановлении сельскохозяйственного производства и явное отставание темпов возрождения промышленности вели нэп через полосу экономических кризисов, решить которые чисто хозяйственными методами было чрезвычайно трудно. Другое противоречие сложилось между экономикой, которая носила многоукладный характер, и однопартийной политической системой, рассчитанной на использование административно-командных методов управления. Кроме того, необходимо учитывать влияние сложной международной обстановки на СССР, которая особенно обострилась к концу 1920-х гг.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: