Специфика промышленного переворота во Франции

Специфические черты промышленного переворота во Франции. Анализируя начальный период промышленного переворота во Франции, следует отметить, что большое влияние на него оказали революционные события конца XVIII века, в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: была ликвидирована цеховая система, снизилось значение протекционизма во внешней торговле, усилилась миграция сельского населения в города, сложился рынок рабочей силы для промышленности. Наполеоновские войны способствовали развитию суконного производства, а также повышению спроса на военную продукцию, которую стали выпускать в основном на крупных заводах. Социальное расслоение в деревне привело к росту числа зажиточных крестьян, формирующих повышенный спрос на промышленную продукцию.

Промышленный переворот во Франции во многом отличался от аналогичного процесса в Англии, и прежде всего тем, что начался он

позже и носил более затяжной характер. Несмотря на то что первые паровые машины (английского производства) появились во Франции еще в конце XVIII века, их массовое применение началось в 1820-1830-х годах. Завершение промышленного переворота произошло в 1850-1860-х годах, когда английская промышленность уже переживала стадию расцвета.

Такое отставание имело множество причин, коренившихся прежде всего в социально-экономическом устройстве Франции. Потребовалось несколько революционных потрясений (кроме 1789-1794 еще в 1815, 1830, 1848 годах), чтобы феодальная экономика окончательно уступила место новой хозяйственной системе. К тому же завоевательные походы Наполеона I надолго отвлекали огромные средства и людские ресурсы от народного хозяйства, приводили к неисчислимым экономическим потерям. Негативными последствиями обернулась для французской экономики континентальная блокада, сократившая масштабы распространения английских товаров, и особенно техники.

Относительно медленные темпы промышленного переворота обусловливались также слабостью французской инженерной мысли, отсутствием у предпринимателей стремления внедрять технические достижения в производство, хотя во Франции в конце XVIII - начале XIX века и был сделан ряд изобретений мирового уровня. Так, в 1780-х годах химик Никола Леблан впервые в мире разработал промышленный способ добычи соды из морской воды, Жозеф Жаккар изобрел механический ткацкий станок для изготовления узорчатых шелковых тканей (1804-1808), а Франсуа Жирар - систему химико-механической переработки льна в пряжу. В ситценабивном производстве получила применение так называемая перротина - приспособление, с помощью которого на ткань наносились разноцветные рисунки, и т.д. Но эти изобретения нашли широкое применение лишь в 1840-1850-х годах. В начале же XIX века в промышленности Франции работало всего 15 паровых машин, тогда как в Англии - более 5 тыс.

Следует отметить, что в первой половине XIX века (как и в XVIII веке) Франция имела относительно узкий внутренний рынок из-за низкой покупательной способности крестьян, что отрицательно сказывалось на темпах промышленного переворота. Во Франции по-прежнему преобладали небольшие мануфактуры, ориентированные на производство товаров для высших слоев общества, духовенства, зажиточной буржуазии, а также на экспорт: модной одежды и обуви, дорогих тканей, ювелирных изделий, галантереи, парфюмерии и др. Эти

предприятия были основаны на ручном труде высококвалифицированных ремесленников, а потому трудно поддавались механизации. Так, в Париже насчитывалось несколько десятков тысяч мастеров-одиночек, изготавливавших уникальные предметы роскоши и нанимавших всего одного-двух работников. И только 1/8 от общего числа предприятий имели более 10 рабочих.

В целом удельный вес французской промышленности в ВВП был невелик. Даже в конце XIX века стоимость продукции сельского хозяйства почти в три раза превышала стоимость продукции промышленности. И если Франция отличалась сравнительно высоким уровнем экономического развития, то это означало, что в других странах континента уровень развития был еще ниже.

При изучении истории промышленного переворота во Франции можно выделить условно два периода: 1830-1840-е и 1850-1860-е годы. Если их проанализировать, то можно увидеть, что в первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором - их качественное совершенствование.

Своеобразным ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее большую роль в развитии экономики. В 1832 году между городами Сент-Этьен и Лион была построена первая железная дорога протяженностью около 50 км. Это явилось началом бурного строительства железных дорог, сразу получившего мощную государственную поддержку: в 1844 году был издан закон о поощрении железнодорожного строительства, с 1859 года правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов железнодорожных компаний. Всем держателям акций данных компаний была обеспечена прибыль в 4%, даже если для этого требовались государственные дотации.

Благодаря таким шагам уже к концу 1840-х годов в стране было построено около 3 тыс. км железнодорожных путей, а к концу 1860-х - 17,6 тыс. км, т.е. их протяженность увеличилась почти в шесть раз. Одновременно с этим строились шоссейные дороги, речные каналы, увеличивалось количество пароходов.

Промышленный переворот был связан с развитием именно тяжелой промышленности, в том числе угледобывающей отрасли, поскольку каменный уголь, хоть и медленно, внедрялся в качестве топлива в металлургии. Но из-за его относительной дороговизны в 1830 году лишь на 29 металлургических заводах из 408 применялся уголь. Добыча угля в течение 1800-1840 годов увеличилась примерно в пять раз и составила около 5 млн т, а к концу 1860-х годов - 13 млн т.

Строительство железных дорог повлекло за собой развитие металлургии. К концу 1860-х годов Франция выпускала 1,3 млн т чугуна, 900 тыс. т железа и 100 тыс. т стали, причем в 1865 году уже 75% металла было получено с использованием каменного угля. В 1860-х годах широкое распространение получил бессемеровский метод выплавки стали.

В 1850-1860-х годах произошли качественные изменения в промышленности, стали создаваться крупные предприятия с широким использованием паровых машин. Этому способствовали целевые государственные кредиты, специальные займы для внедрения новой техники. Если в 1848 году во Франции было не более 4,8 тыс. паровых машин, то в 1869-м - 27,8 тыс., т.е. их количество выросло более чем в пять раз.

Переход к фабричной промышленности происходил и в текстильном производстве. Особую славу по всей Европе приобрела продукция шелкоткацкой промышленности, сконцентрированной в Лионе, где в середине XIX века перерабатывали около 2 млн кг шелка-сырца ежегодно. Большое развитие получило сукноделие, чья продукция на равных конкурировала с английским сукном. Но наибольшее значение имела хлопчатобумажная промышленность, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом среди населения. В течение 1850-1870-х годов потребление хлопка-сырца увеличилось в два раза.

Работа на ткацких фабриках была особенно тяжелой. Продолжительность рабочего дня в среднем составляла 11-13 часов, а на шелкоткацких предприятиях Лиона достигала 15-17 часов в сутки. Все еще действовал закон Ле Шапелье, по которому организация забастовок, стачек и рабочих союзов каралась очень строго. И лишь в 1864 году этот закон был отменен.

Промышленный переворот сопровождался укрупнением производства, происходившим в различных отраслях. Особенно выделялись предприятия монополистической группы "Шнейдер-Крёзо" (1836), выпускавшие продукцию черной металлургии, а также вагоны, паровозы и различные машины. Концентрация предприятий на железнодорожном транспорте привела к тому, что уже в 1857 году почти все железные дороги оказались в руках шести частных акционерных обществ.

И все же по сравнению с Англией и Германией Франция заметно отставала по уровню концентрации производства. В ее промышленности не было мощных индустриальных гигантов, а металлургические

заводы компании "Шнейдер-Крёзо", каждый из которых насчитывал более 10 тыс. работников, были всего лишь исключением. В конце 1860-х годов в Париже на одно предприятие приходилось в среднем 4 рабочих, а во Франции - всего лишь 1,7. В общем объеме ВВП преобладала продукция отраслей легкой промышленности.

И хотя городское население с 1780 по 1870 год выросло почти в полтора раза, оно не достигало и 1/3 общей численности страны. Из 15,2 млн человек самодеятельного населения 7,2 млн было занято в сельском хозяйстве, 4,7 млн - в промышленности, 1 млн - в торговле, 1,3 млн - в домашнем хозяйстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: