Специфические черты промышленного переворота во Франции. Анализируя начальный период промышленного переворота во Франции, следует отметить, что большое влияние на него оказали революционные события конца XVIII века, в результате которых в стране были созданы необходимые условия для перерастания мануфактурного производства в фабричное: была ликвидирована цеховая система, снизилось значение протекционизма во внешней торговле, усилилась миграция сельского населения в города, сложился рынок рабочей силы для промышленности. Наполеоновские войны способствовали развитию суконного производства, а также повышению спроса на военную продукцию, которую стали выпускать в основном на крупных заводах. Социальное расслоение в деревне привело к росту числа зажиточных крестьян, формирующих повышенный спрос на промышленную продукцию.
Промышленный переворот во Франции во многом отличался от аналогичного процесса в Англии, и прежде всего тем, что начался он
позже и носил более затяжной характер. Несмотря на то что первые паровые машины (английского производства) появились во Франции еще в конце XVIII века, их массовое применение началось в 1820-1830-х годах. Завершение промышленного переворота произошло в 1850-1860-х годах, когда английская промышленность уже переживала стадию расцвета.
|
|
Такое отставание имело множество причин, коренившихся прежде всего в социально-экономическом устройстве Франции. Потребовалось несколько революционных потрясений (кроме 1789-1794 еще в 1815, 1830, 1848 годах), чтобы феодальная экономика окончательно уступила место новой хозяйственной системе. К тому же завоевательные походы Наполеона I надолго отвлекали огромные средства и людские ресурсы от народного хозяйства, приводили к неисчислимым экономическим потерям. Негативными последствиями обернулась для французской экономики континентальная блокада, сократившая масштабы распространения английских товаров, и особенно техники.
Относительно медленные темпы промышленного переворота обусловливались также слабостью французской инженерной мысли, отсутствием у предпринимателей стремления внедрять технические достижения в производство, хотя во Франции в конце XVIII - начале XIX века и был сделан ряд изобретений мирового уровня. Так, в 1780-х годах химик Никола Леблан впервые в мире разработал промышленный способ добычи соды из морской воды, Жозеф Жаккар изобрел механический ткацкий станок для изготовления узорчатых шелковых тканей (1804-1808), а Франсуа Жирар - систему химико-механической переработки льна в пряжу. В ситценабивном производстве получила применение так называемая перротина - приспособление, с помощью которого на ткань наносились разноцветные рисунки, и т.д. Но эти изобретения нашли широкое применение лишь в 1840-1850-х годах. В начале же XIX века в промышленности Франции работало всего 15 паровых машин, тогда как в Англии - более 5 тыс.
|
|
Следует отметить, что в первой половине XIX века (как и в XVIII веке) Франция имела относительно узкий внутренний рынок из-за низкой покупательной способности крестьян, что отрицательно сказывалось на темпах промышленного переворота. Во Франции по-прежнему преобладали небольшие мануфактуры, ориентированные на производство товаров для высших слоев общества, духовенства, зажиточной буржуазии, а также на экспорт: модной одежды и обуви, дорогих тканей, ювелирных изделий, галантереи, парфюмерии и др. Эти
предприятия были основаны на ручном труде высококвалифицированных ремесленников, а потому трудно поддавались механизации. Так, в Париже насчитывалось несколько десятков тысяч мастеров-одиночек, изготавливавших уникальные предметы роскоши и нанимавших всего одного-двух работников. И только 1/8 от общего числа предприятий имели более 10 рабочих.
В целом удельный вес французской промышленности в ВВП был невелик. Даже в конце XIX века стоимость продукции сельского хозяйства почти в три раза превышала стоимость продукции промышленности. И если Франция отличалась сравнительно высоким уровнем экономического развития, то это означало, что в других странах континента уровень развития был еще ниже.
При изучении истории промышленного переворота во Франции можно выделить условно два периода: 1830-1840-е и 1850-1860-е годы. Если их проанализировать, то можно увидеть, что в первом периоде шло экстенсивное развитие промышленности за счет появления новых отраслей, а во втором - их качественное совершенствование.
Своеобразным ускорителем промышленного переворота стало железнодорожное строительство, сыгравшее большую роль в развитии экономики. В 1832 году между городами Сент-Этьен и Лион была построена первая железная дорога протяженностью около 50 км. Это явилось началом бурного строительства железных дорог, сразу получившего мощную государственную поддержку: в 1844 году был издан закон о поощрении железнодорожного строительства, с 1859 года правительство стало выступать гарантом при выплате дивидендов железнодорожных компаний. Всем держателям акций данных компаний была обеспечена прибыль в 4%, даже если для этого требовались государственные дотации.
Благодаря таким шагам уже к концу 1840-х годов в стране было построено около 3 тыс. км железнодорожных путей, а к концу 1860-х - 17,6 тыс. км, т.е. их протяженность увеличилась почти в шесть раз. Одновременно с этим строились шоссейные дороги, речные каналы, увеличивалось количество пароходов.
Промышленный переворот был связан с развитием именно тяжелой промышленности, в том числе угледобывающей отрасли, поскольку каменный уголь, хоть и медленно, внедрялся в качестве топлива в металлургии. Но из-за его относительной дороговизны в 1830 году лишь на 29 металлургических заводах из 408 применялся уголь. Добыча угля в течение 1800-1840 годов увеличилась примерно в пять раз и составила около 5 млн т, а к концу 1860-х годов - 13 млн т.
Строительство железных дорог повлекло за собой развитие металлургии. К концу 1860-х годов Франция выпускала 1,3 млн т чугуна, 900 тыс. т железа и 100 тыс. т стали, причем в 1865 году уже 75% металла было получено с использованием каменного угля. В 1860-х годах широкое распространение получил бессемеровский метод выплавки стали.
В 1850-1860-х годах произошли качественные изменения в промышленности, стали создаваться крупные предприятия с широким использованием паровых машин. Этому способствовали целевые государственные кредиты, специальные займы для внедрения новой техники. Если в 1848 году во Франции было не более 4,8 тыс. паровых машин, то в 1869-м - 27,8 тыс., т.е. их количество выросло более чем в пять раз.
|
|
Переход к фабричной промышленности происходил и в текстильном производстве. Особую славу по всей Европе приобрела продукция шелкоткацкой промышленности, сконцентрированной в Лионе, где в середине XIX века перерабатывали около 2 млн кг шелка-сырца ежегодно. Большое развитие получило сукноделие, чья продукция на равных конкурировала с английским сукном. Но наибольшее значение имела хлопчатобумажная промышленность, поскольку дешевые ситцевые ткани пользовались устойчивым спросом среди населения. В течение 1850-1870-х годов потребление хлопка-сырца увеличилось в два раза.
Работа на ткацких фабриках была особенно тяжелой. Продолжительность рабочего дня в среднем составляла 11-13 часов, а на шелкоткацких предприятиях Лиона достигала 15-17 часов в сутки. Все еще действовал закон Ле Шапелье, по которому организация забастовок, стачек и рабочих союзов каралась очень строго. И лишь в 1864 году этот закон был отменен.
Промышленный переворот сопровождался укрупнением производства, происходившим в различных отраслях. Особенно выделялись предприятия монополистической группы "Шнейдер-Крёзо" (1836), выпускавшие продукцию черной металлургии, а также вагоны, паровозы и различные машины. Концентрация предприятий на железнодорожном транспорте привела к тому, что уже в 1857 году почти все железные дороги оказались в руках шести частных акционерных обществ.
И все же по сравнению с Англией и Германией Франция заметно отставала по уровню концентрации производства. В ее промышленности не было мощных индустриальных гигантов, а металлургические
заводы компании "Шнейдер-Крёзо", каждый из которых насчитывал более 10 тыс. работников, были всего лишь исключением. В конце 1860-х годов в Париже на одно предприятие приходилось в среднем 4 рабочих, а во Франции - всего лишь 1,7. В общем объеме ВВП преобладала продукция отраслей легкой промышленности.
|
|
И хотя городское население с 1780 по 1870 год выросло почти в полтора раза, оно не достигало и 1/3 общей численности страны. Из 15,2 млн человек самодеятельного населения 7,2 млн было занято в сельском хозяйстве, 4,7 млн - в промышленности, 1 млн - в торговле, 1,3 млн - в домашнем хозяйстве.