В чем заключались последствия Первой мировой войны для экономики Франции? Развитие французской экономики в 1920х годах

Франция участвовала в Первой мировой войне на стороне Антанты и оказалась в числе стран-победительниц. Однако французская экономика не ощущала явных преимуществ от этой победы, поскольку во время войны страна понесла большие материальные потери, оцененные в 200 млрд фр. Погибло 1,4 млн человек, еще больше было ранено или попало в плен, 750 тыс. человек стали инвалидами. Общие людские потери составили примерно 11% самодеятельного населения страны.

В ходе военных действий, длившихся на территории Франции четыре года, десять наиболее экономически развитых департаментов на северо-востоке страны, которые были оккупированы немцами, пришли в полный упадок. В результате этой оккупации Франция лишилась значительной части своего промышленного потенциала. Было разрушено около 10 тыс. промышленных предприятий, доменные печи, шахты, пострадали жилые дома, транспортная система, погибла половина торгового флота.

Даже несмотря на выполнение огромных военных заказов, общий объем промышленного производства за 1914-1918 годы сократился на 40%. Объем сельскохозяйственного производства снизился на треть из-за массовой мобилизации крестьян, конфискации лошадей на нужды войны. Большую часть продукции сельского хозяйства отправляли в действующую армию. Объем экспорта сократился почти наполовину.

Заметно ухудшились условия жизни, в стране ощущалась острая нехватка продовольствия, которое в городах распределялось по карточкам, а следовательно, процветала спекуляция продуктами питания. По сравнению с 1913 годом цены на продовольствие и товары народного потребления выросли в 5-7 раз, налоги - в 4 раза, а номинальная заработная плата - лишь в 2-2,5 раза. За эти годы произошло резкое обесценение франка, миллионы рантье потеряли свои сбережения. Таковы были итоги Первой мировой войны для населения.

К концу войны Франция задолжала огромные суммы Соединенным Штатам Америки. В это же время Советская Россия отказалась выплачивать долги царского и Временного правительств. Примерно половина заграничных инвестиций Франции (4 млрд из 9 млрд долл.) была потеряна в ходе этого аннулирования прежних долгов, а также в результате национализации иностранной собственности в России. Из крупнейшего (после Англии) мирового экспортера капиталов Франция превратилась в должника. Общий долг различным странам, накопленный за годы войны, составлял около 7 млрд долл. Часть предприятий, построенных за границей при участии французских капиталов, пришлось продать в счет оплаты военных долгов. В итоге центр финансового могущества переместился из Франции в США.

По условиям Версальского мирного договора, заключенного 28 июня 1919 года, Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия, отошедшие в 1871 году к Германии. Франция получила мандат на управление бывшими турецкими колониями - Сирией и Ливаном, а также ей передали часть бывших немецких колоний в Африке. Франции было предоставлено право в течение 15 лет добывать уголь в Саарском бассейне. Ей должна была поступать и часть репараций от Германии.

Все это позволило французскому правительству уже в начале 1920-х годов провести ряд мероприятий, означавших перевод экономики на мирные рельсы: была ликвидирована карточная система, отменялись законы, военного времени, касавшиеся государственного

распределения ресурсов, часть военных заводов была распродана в частные руки.

Итоги Версальского мирного договора послужили дополнительным импульсом для развития французской экономики, что позволило ей достигнуть в 1920-х годах значительных результатов. В Эльзасе и Лотарингии имелись крупные промышленные предприятия, богатые сырьевые ресурсы (железная руда, каменный уголь, калийные соли), плодородные земли и пр. Включение этих ресурсов в хозяйственный оборот позволило Франции выйти по добыче железной руды на первое место в Европе и на второе - в мире. Производственные мощности доменных печей увеличились на 70%, сталелитейных - на 30%. На предприятиях хлопчатобумажной промышленности Эльзаса производилась почти половина общего объема тканей, выпускаемых в довоенной Франции.

Большую роль в экономическом подъеме 1920-х годов сыграли репарации, которые поступали из Германии до 1930 года. Из общей суммы репараций (20,7 млрд золотых марок), которые должна была выплатить Германия, Франция получила 8,2 млрд марок, преимущественно в натуральном виде. Из Германии стал поступать дешевый уголь, который распределялся между французскими предприятиями. Это было выгодно для французской экономики, так как заметно снижались издержки национального производства. Также из Германии поступали цемент, древесина и др. За счет репарационных платежей французское правительство сумело произвести огромные внутренние займы в пользу крупных отечественных предприятий.

Промышленному подъему способствовали восстановительные работы в северных и северо-восточных департаментах, оккупированных во время войны, поскольку данные работы стимулировали развитие рынка сырья, оборудования, возникали новые рабочие места. По существу, в этих районах создавались предприятия и инфраструктура уже на новой, современной технической основе. В Альпах и Пиренеях, в горах Центрального массива строились новые ГЭС, которые позволяли значительно увеличить производство электроэнергии.

К 1924 году объем промышленного производства впервые превысил довоенный уровень, а объем сельскохозяйственной продукции к нему приблизился, после чего начался период экономического роста, который продолжался вплоть до 1930 года. В 1920-1929 годах объемы промышленного производства Франции увеличились на 77%. Заметное место в промышленности заняли новые отрасли: авиастроение,

автомобилестроение, электроэнергетика, электротехника, нефтепереработка. Увеличилось производство в традиционных отраслях - добыче угля и металлургии.

В этот период усилился процесс концентрации производства. В отраслях тяжелой промышленности ведущее место заняли крупные концерны, которые разбогатели на военных заказах в годы войны. К 1932 году в металлургии наибольший вес имели четыре-пять концернов, обеспечивавших 80-90% производства стали в стране. Производство автомобилей находилось фактически в руках трех монополий. В химической промышленности господствовали пять монополий, из которых на долю треста "Кюльман" приходилось до 80% продукции отрасли. Производство вооружений было сосредоточено в двух концернах. Такой уровень концентрации уже почти не отличался от американского.

Но развитие экономики происходило неравномерно. Экономический рост почти не затронул отрасли пищевой и легкой промышленности, которые так и не смогли достигнуть довоенного уровня из-за невозможности провести техническое перевооружение предприятий, нехватки сырья и невысокого платежеспособного спроса населения. В этих отраслях по-прежнему сохранялись мелкие предприятия с числом работающих менее пяти человек.

Роль сельского хозяйства в экономике была достаточно велика: в 1921 году сельские жители составляли 53,6% всего населения страны. Но в 1920-х годах сельское хозяйство находилось в состоянии застоя, а по многим показателям наблюдалось даже падение производства. Так, на 14% по сравнению с довоенным уровнем снизился сбор пшеницы, на 38% сократилось поголовье овец, на 20% - поголовье свиней и т.д. Повсеместно происходил отток сельского населения в города. Франция по-прежнему оставалась страной парцеллярных хозяйств, где было трудно применять сельскохозяйственную технику и новые агрономические приемы. В связи с этим для продукции французского аграрного сектора были характерны относительно более высокие издержки производства и низкая конкурентоспособность на мировых рынках.

В качестве важного условия экономического роста можно отметить активную французскую колониальную политику. В этот период колониальные владения в 20 раз превышали собственную территорию Франции. После войны экономическая роль колоний значительно возросла. В метрополию поступало продовольствие, сырье для промышленности, а обратно поставлялась промышленная продукция. Если

в 1918 году во французском экспорте доля колоний составляла 11,4%, то в 1927 году - уже 37%. В целом внешнеторговый оборот в 1918- 1929 годах увеличился в 2,2 раза, хотя торговый баланс оставался по-прежнему пассивным.

В соответствии с Версальским договором совместные франко-бельгийские войска в 1923 году оккупировали Рурскую область Германии, известную богатыми залежами каменного угля и железной руды. Но поставить эти богатства под свой контроль ни Франция, ни Бельгия так и не смогли. Дело в том, что немецкое правительство упорно не соглашалось с этим пунктом Версальского договора и всячески саботировало его выполнение, прибегая к так называемой политике пассивного сопротивления. Оккупационная франко-бельгийская администрация не смогла наладить нормальную работу шахт, поэтому добыча угля вскоре прекратилась. В результате многие металлургические заводы Франции, получавшие уголь из Рура, оказались под угрозой остановки. В 1924 году, сразу же после принятия плана Дауэса (см. гл. 6), участие Франции в разработке месторождений Рурского угольного бассейна значительно сократилось, в том числе и потому, что рост оккупационных расходов заметно ухудшал и без того сложное финансовое положение Франции.

Для того чтобы разрешить накопившиеся к тому времени финансовые проблемы, правительству, во главе которого стоял лидер партии радикалов Эдуар Эррио (1924-1925), приходилось идти на непопулярные меры, в том числе и на повышение налогов с населения. Во время предвыборной кампании 1924 года социалистическая партия выдвигала предложение ввести налог на капитал, но правительство Э. Эррио не решилось на этот шаг, боясь конфликта с промышленниками и финансистами. В декабре 1924 года был выпущен государственный внутренний заем на 4 млрд фр., но он оказался неудачным, в результате чего курс франка стал снижаться, а цены - расти.

Когда же в апреле 1925 года правительство решило все-таки установить налог на капитал, французский сенат выступил против его введения. Э. Эррио был вынужден уйти в отставку. Проблему налогов безуспешно пыталось решить и новое правительство, которое возглавлял известный ученый-математик Поль Пенлеве. Чтобы покрыть огромные расходы на ведение военных действий в Марокко и Сирии, пришлось прибегнуть к денежной эмиссии. Курс франка по отношению к фунту стерлингов неуклонно падал: в мае 1926 года один фунт равнялся 170 франкам, а в июле - уже 250 франкам. С разрешения парламента правительство пошло на дополнительную эмиссию в размере

7,5 млрд фр., что сразу же отразилось на масштабах инфляции. Судьба правительства П. Пенлеве была решена.

Ему на смену пришло правительство Раймона Пуанкаре (1926-1929), которое получило от парламента неограниченные полномочия по проведению финансовой реформы. В целях стабилизации валюты были значительно повышены косвенные налоги, тарифы на железнодорожном и водном транспорте, сокращены размеры заработной платы государственным служащим и пенсии инвалидам войны. В декабре 1926 года была проведена девальвация франка до 1/5 его довоенной стоимости. Это привело к некоторой стабилизации денежной системы, один фунт стерлингов стал равняться 123 франкам.

Политика правительства Р. Пуанкаре была ознаменована существенным усилением государственного вмешательства в экономику. В эти годы были созданы Национальный экономический совет и Высший железнодорожный совет, функцией которых была координация деятельности множества предприятий, в том числе и самых крупных. Государственный банк "Национальный кредит" осуществлял широкую поддержку различных отраслей, в частности путем распределения субсидий на восстановление и развитие разрушенных войной районов.

Можно отметить, что в этот период Франция окончательно превратилась в индустриально-аграрную страну. В 1931 году впервые в истории количество горожан превысило количество сельских жителей, хотя число крупных промышленных предприятий по-прежнему было невелико. В промышленности преобладали мелкие и средние предприятия. Наемного труда не применяли 25% торговых заведений и 53% сельских хозяйств.

34. Развитие французской экономики в первые послевоенные годы. реализация плана Маршалла во Франции.

. В результате внутренних противоречий Франция не смогла организовать достойного сопротивления германским войскам, что привело к военной катастрофе. В июне 1940 года Франция капитулировала, а ее территория оставалась оккупированной немцами почти четыре года, в течение которых французская экономика попала в полную зависимость от Германии. Большая часть французской буржуазии согласилась на тесное сотрудничество с

оккупационными властями, оказывая им экономическую поддержку. Лишь открытие Второго фронта летом 1944 года и успехи Советской Армии на Восточном фронте позволили добиться в августе 1944 года освобождения Парижа, а к концу года - и всей страны.

Ущерб, нанесенный войной, оценивался в 1440 млрд довоенных франков. Человеческие жертвы составили 1,1 млн человек. Более 700 тыс. человек были вывезены для работы на германских предприятиях, многие тысячи людей погибли в концентрационных лагерях. Было разрушено более 50 тыс. предприятий, особенно в легкой промышленности, а также уничтожено много электростанций, шахт, судостроительных верфей, 80% мощностей нефтепереработки, практически не функционировал транспорт, особенно пострадали железные дороги. Франция потеряла почти весь военный и торговый флот.

В первые месяцы после освобождения объем промышленной продукции составлял всего 38%, а сельскохозяйственной - 60% от довоенного уровня. Машинный парк был старым и изношенным, так как давно не обновлялся. В стране бушевала инфляция: объем бумажных денег в 1945 году превышал соответствующий показатель 1938 года в шесть раз. Резко упал жизненный уровень населения. У Франции накопились огромные внешние долги, а значит, были подорваны ее позиции мирового ростовщика. Объем заграничных капиталовложений по сравнению с довоенными показателями сократился наполовину, а по сравнению с 1913 годом - в 10 раз. Сильный удар по французским капиталовложениям нанесла национализация, проведенная после Второй мировой войны в странах Восточной Европы, которые попали в число так называемых стран народной демократии.

Сразу после освобождения от немецкой оккупации перед Францией встали сложнейшие задачи, главной из них было преодоление экономической разрухи. В стране 30 августа 1944 года было сформировано Временное правительство во главе с организатором Движения Сопротивления генералом Шарлем де Голлем (1890-1970). Это правительство получило огромные экономические и политические полномочия и исполняло их вплоть до принятия осенью 1946 года Конституции Четвертой республики. В него вошли представители различных партий, в том числе левых и леворадикальных групп и движений. Это предопределило противоречивость в его действиях по главным направлениям социально-экономической политики в послевоенной Франции.

Самые острые разногласия в правительстве были связаны с разработкой решений по финансово-экономическим проблемам. В частности, министр экономики радикал Пьер Мендес-Франс предлагал "заморозить" заработную плату и цены, блокировать банковские счета, провести обмен денежных банкнот, и все это - с целью снижения масштабов инфляции. Министр финансов Рене Плевен пытался спасти высокие прибыли, которые получали крупные корпорации в годы войны на выполнении военных заказов. Для этого он предлагал выпустить внутренний заем на огромную сумму.

Очень острая политическая борьба развернулась вокруг национализации промышленности. Под давлением левых сил в стране была проведена массовая национализация (1945-1947), в ходе которой предприятия угольной, газовой, авиационной, автомобильной отраслей, машиностроительные заводы фирмы "Рено", а также предприятия морского судоходства, авиатранспорта и др. передавались в руки государства. В целом национализацией было охвачено около 20% производственных мощностей страны. Были созданы государственные компании "Газ де Франс", "Электрисите де Франс", "Шарбоннаж де Франс". Под контроль государства перешли пять крупнейших банков (в том числе Банк Франции), сберегательные кассы, некоторые страховые компании.

Для управления национализированными предприятиями (особенно теми, чьи хозяева в период оккупации сотрудничали с немцами) создавались административные советы с участием представителей трудящихся. Усилились права профсоюзов в решении вопросов найма и увольнения с работы, роста заработной платы, обеспечения пенсиями и жильем.

В течение первых послевоенных лет в стране происходили важные перемены в сфере социальных отношений. Восстанавливалась 40-часовая рабочая неделя, а сверхурочные работы следовало оплачивать по повышенным расценкам. Снова устанавливались двухнедельные отпуска для рабочих и трехнедельные - для служащих. Заметно повысилась номинальная заработная плата и размеры пенсий. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех наемных работников, кроме сельскохозяйственных. Средства для этой системы складывались как из взносов трудящихся (6% от заработной платы), так и из отчислений работодателей (10% от фонда заработной платы). Пенсионный возраст по старости и инвалидности устанавливался с 65 лет. Для улучшения демографической ситуации и

стимулирования рождаемости вводились пособия для родителей с детьми. Началось строительство дешевого жилья, Доступного трудящимся. Некоторые социальные льготы устанавливались и для сельских жителей. Им предоставлялись льготные ссуды на восстановление разрушенного войной хозяйства, а молодым семьям - на обзаведение хозяйством. Престарелые крестьяне получили право на пенсию.

В целом уже к весне 1947 года удалось достигнуть довоенного уровня в промышленности, и вскоре процесс восстановления народного хозяйства был завершен (в сельском хозяйстве довоенный уровень был достигнут в 1950 году). Однако в этот период во французском правительстве снова начались разногласия, и уже в мае 1947 года правительственная коалиция распалась, министров-коммунистов из правительства удалили. Процесс национализации был остановлен.

В июне 1948 года Франция была включена в систему мер, предусмотренных планом Маршалла, по которому она получала значительную помощь от США. Предоставление такой помощи было оговорено непременным условием: отсутствием коммунистов в правительстве. США в течение 1948-1951 годов предоставили Франции кредиты, продовольствие, оборудование, вооружение на сумму почти в 2,5 млрд долл., а к 1958 году общая американская помощь составила 12 млрд долл. Американские компании активно стремились внедриться в нефтеперерабатывающие, электротехнические, автомобилестроительные и другие предприятия, а также во французские колонии с их богатыми сырьевыми ресурсами.

В этот период французская экономика оказалась в сильной зависимости от американских кредиторов, которые явно и скрыто оказывали влияние на внутреннюю и внешнюю политику Франции. Заокеанские советники получили возможность определять, какие отрасли и предприятия следует активно поддерживать, а от каких - избавляться. Французское правительство в соответствии с соглашением об экономическом сотрудничестве с США было обязано предоставлять полную информацию о своей экономике. Американское правительство имело право контролировать структуру внешнеторгового товарооборота Франции и т.д.

Тем не менее именно американская помощь позволила провести радикальное переоснащение французской промышленности на основе новейших технологий, освободиться от устаревших мощностей и предприятий. Все это благоприятно сказалось на дальнейшем развитии экономического потенциала Франции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: