Основные тенденции развития американской экономики в конце 20 в

Для реализации программы "великого общества" в августе 1965 года был принят закон об экономических возможностях, в соответствии с которым были намечены основные направления деятельности правительства по борьбе с бедностью. В ходе реализации этого закона в широких масштабах проводилось обучение, прежде всего молодежи и безработных, по основным рабочим специальностям для промышленности. В рамках "трудовых корпусов" в течение 1964-1968 годов прошли подготовку 195 тыс. человек, более половины которых были чернокожими американцами. Кроме того, по всей стране осуществлялась программа дошкольной и школьной подготовки детей из семей с низкими доходами.

Именно в 1960-е годы в США усилилась борьба негритянского населения за гражданские права. Ее возглавляли прогрессивные общественные деятели, в том числе чернокожий священник, лауреат Нобелевской премии мира (1964) Мартин Лютер Кинг, убитый расистами в 1968 году. Под влиянием этой борьбы в 1964 и 1968 годах были приняты законы, запрещавшие расовую дискриминацию при приеме на работу, обслуживании в магазинах, обучении в школах, пользовании общественным транспортом, продаже земли, сдаче в аренду жилья и пр. Однако еще на протяжении многих лет чернокожие граждане Америки не могли почувствовать себя действительно полноправными людьми.

В ходе борьбы с бедностью большое внимание уделялось сельским проблемам. Самые бедные фермеры получали льготные займы, медицинскую и юридическую помощь, обучались наиболее распространенным сельскохозяйственным профессиям. Только в течение 1968 года на эти цели было израсходовано около 3,5 млрд долл.

Большое место занимала программа "общинных действий", т.е. предоставления широких полномочий в борьбе с бедностью местной общественности. На уровне штатов и муниципалитетов создавались специальные агентства, которые распределяли и контролировали материальную помощь. Была принята специальная программа по широкому льготному медицинскому страхованию престарелых граждан и низкооплачиваемых семей за счет специальных федеральных субсидий. Всего же на борьбу с бедностью в 1964-1968 годах были истрачены огромные средства - 10 млрд долл. Общая сумма социальных расходов составляла в конце 1960-х годов примерно 40% расходной части федерального бюджета.

Однако не все мероприятия, запланированные в программе "великого общества", удалось выполнить полностью. Главной причиной этого была война во Вьетнаме, начавшаяся в марте 1965 года, когда первые американские боевые части высадились в Южном Вьетнаме. Эта непопулярная война потребовала колоссальных затрат, что привело к сокращению или приостановлению различных социальных программ17.

Любопытно, что в середине 1960-х годов администрация президента Л. Джонсона пыталась решить сразу две задачи: оплачивать набирающую обороты войну во Вьетнаме и программу борьбы с бедностью (одновременное увеличение производства "пушек и масла"). Но эта попытка тратить больше, чем американская экономика могла производить, была обречена на провал. В итоге к концу 1960-х годов инфляция в стране достигла двузначных цифр, что не замедлило сказаться на жизненном уровне населения. Все это привело к поражению демократов на выборах 1968 года. Новым, тридцать седьмым президентом США стал республиканец Ричард Никсон.

Администрация Р. Никсона сразу же столкнулась с многочисленными проблемами. Падение производства в 1969 году составило 8%, причем этот процесс затронул не только традиционные отрасли, но и новые, появившиеся в условиях НТР. Уровень безработицы превысил

6%, что в абсолютном выражении составило около 5 млн человек. Стало заметным снижение стоимости акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, увеличилось количество банкротств и т.д.

Летом 1971 года правительство Р. Никсона предложило чрезвычайные меры по оздоровлению экономики, которые получили название "новой экономической политики". В августе-ноябре 1971 года были на 90 дней заморожены цены и заработная плата, а также введен дополнительный 10%-ный налог на импорт. Столкнувшись с устойчивым и растущим дефицитом платежного баланса США, президент Никсон 15 августа 1971 года приостановил конвертируемость доллара в золото. Это решение ознаменовало конец просуществовавшей 37 лет практики обмена золота на доллары по цене 35 долл. за тройскую унцию. Новая политика разорвала связь между золотом и долларом, пустила доллар в "свободное плавание", позволив рыночным силам самостоятельно определять его стоимость. Это означало крушение золотого стандарта и всей Бреттон-Вудской финансовой системы.

На следующем этапе "новой экономической политики" (ноябрь 1971 - январь 1973) вместо замораживания заработной платы и цен был установлен контроль за этими показателями, для чего в правительстве создали специальную комиссию. Правительство провозгласило задачу не допускать роста цен более чем на 2,5% в год и установило предел повышения ставок оплаты труда при заключении коллективных договоров до 5,5%. В декабре 1971 года была проведена девальвация доллара, что позволило повысить конкурентоспособность американских товаров на внешних рынках.

С января по июнь 1973 года прямой государственный контроль за ценами и заработной платой был отменен, поскольку предполагалось, что предприниматели и профсоюзы будут добровольно соблюдать взаимные соглашения, чтобы ограничить уровень ежегодной инфляции 2,5%. Но уже весной 1973 года темпы инфляции составили 8,2%. В результате правительству вновь пришлось прибегнуть к политике замораживания цен, а затем и к новым формам государственного контроля. В апреле 1974 года стало ясно, что "новая экономическая политика" рухнула. Попытки справиться с инфляцией оказались безуспешными. Следует отметить, что одной из причин роста цен было принятие в июле 1973 года нового аграрного закона, по которому в стране отменялись все ограничения на производство сельскохозяйственной продукции.

Администрации Р. Никсона пришлось пойти на резкое сокращение ряда социальных программ, принятых в ходе борьбы с бедностью.

Так, были существенно урезаны ассигнования на переустройство городского хозяйства, профессионально-техническое образование, помощь чернокожему и цветному населению.

В то же время республиканское правительство продолжало курс на поддержку самых незащищенных слоев населения. В течение 1969-1974 годов расходы на пенсии по старости, пособия в связи с потерей трудоспособности и лишением кормильцев увеличились на 45%, а число их получателей возросло до 30 млн человек. В соответствии с законом 1972 года существенно изменились условия выплаты пособий по безработице. Право на них получили еще 4,8 млн человек, срок выплаты был увеличен до 13 недель. В 1974 году минимальная почасовая оплата труда повысилась до 2,2 долл.

Тяжелым испытаниям подверглась американская экономика в 1970-х годах. Основная причина этого - мировой энергетический кризис, разразившийся в конце 1973 года, когда в результате обострения ситуации на Ближнем Востоке арабские государства резко сократили поставки нефти в США, Японию и многие страны Западной Европы. Поскольку треть потребляемой в США нефти импортировалась из данного региона, такой шаг арабских стран нанес ощутимый удар по экономике страны. Весной 1974 года члены Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), осуществлявшие до 90% мирового экспорта этой продукции, приняли решение о повышении цен на нефть почти в четыре раза: с 3 до 11,65 долл. за баррель18.

Это решение ОПЕК привело к мировому кризису, который хотя и уступал кризису 1929-1933 годов, тем не менее нанес ощутимый удар по экономике большинства промышленно развитых стран. Кризис в США нашел свое выражение в сокращении производства, росте темпов инфляции, цен, безработицы, падении уровня заработной платы и т.д. К энергетическому кризису добавился сырьевой и валютно-финансовый. Страну охватила волна банкротств в промышленности и банковской сфере. Только за 1974 год цены на промышленные товары поднялись на 10%. Заработная плата резко отставала от растущих цен, налогов, инфляции. В 1975 году число полностью безработных составило 8 млн человек.

Данный кризис подтвердил высокую степень зависимости американской экономики от импорта и внешнеэкономической конъюнктуры в целом. Стало очевидным, что Соединенные Штаты все больше уступают свои позиции Германии и Японии. Образование огромного дефицита внешнеторгового баланса привело к дальнейшему ослаблению позиций доллара по отношению к другим мировым валютам.

В дополнение к экономическим проблемам в 1974 году в стране разразился политический скандал, связанный с расследованием знаменитого "Уотергейтского дела". Республиканская администрация обвинялась в коррупции, политическом шпионаже, финансовых злоупотреблениях и пр. В результате "Уотергейта" Р. Никсон был вынужден в августе 1974 года уйти в отставку, а его пост занял вице-президент Джералд Форд. Он являлся президентом до выборов 1976 года, когда победу одержал представитель Демократической партии Джеймс (Джимми) Картер. Новому президенту досталась страна с огромным грузом проблем: дефицит федерального бюджета составлял 66 млрд долл. (не говоря уже о дефиците внешнеторгового баланса), уровень инфляции - 6%, безработицы - 9%.

Одним из приоритетных направлений экономической политики для новой администрации стало решение энергетической проблемы. Была составлена программа, в соответствии с которой предусматривалось увеличить добычу нефти и угля из отечественных месторождений, создать крупные стратегические запасы нефти, принять меры по экономии топлива на производстве и в бытовых условиях, провести научные изыскания в области новых видов источников энергии. Действовала система поощрений компаний за наращивание добычи угля и экономию топлива. Правда, под давлением естественных монополий было решено отменить государственный контроль за ценами на нефть и газ, в результате чего нефтяные компании стали получать огромные дополнительные прибыли. Приходилось вводить налоги на эти прибыли, что не улучшало отношений администрации Дж. Картера с Конгрессом.

Чтобы обуздать инфляцию, была предложена идея "добровольных ограничений", при которых предприниматели должны были воздерживаться от повышения цен на свою продукцию, а профсоюзы - от требований повышения заработной платы. Одновременно федеральное правительство вынужденно сокращало расходы на социальные нужды, замораживало заработную плату государственных служащих. Эти мероприятия привели к некоторому снижению безработицы (до 5%) и росту среднегодовых темпов ВНП (до 4%), однако инфляцию преодолеть не удалось. Основной причиной этого стал стремительный рост расходов на реализацию крупных военных программ, вызванных "холодной войной" (производство межконтинентальных ракет MX, крылатых ракет, стратегических бомбардировщиков "Стелс" и др.).

Поистине инфляция, уровень которой вырос с 6,5% (1977) до 13% (1979), являлась самой сложной проблемой американской экономики

второй половины 1970-х годов. Это, без преувеличения, было настоящим бедствием для слоев населения с низкими и фиксированными доходами. В своем стремлении защитить себя от роста цен люди начинали закупать различные товары, в том числе и ненужные в данный момент. Этот ажиотажный спрос приводил к очередному витку инфляции, в результате чего начиналось "бегство от денег". В процесс вовлекались и состоятельные американцы, скупавшие товары длительного пользования, предметы роскоши, землю. В результате поднимались процентные ставки, поскольку кредитные учреждения боялись потерять свои доходы в условиях неуклонного роста цен. С учетом инфляции правительство было вынуждено повышать минимальный размер заработной платы, выплаты по социальному страхованию. Все это снова сказывалось на динамике цен. Таким образом, инфляционная спираль раскручивалась по классическому образцу.

Стремясь преодолеть эту тенденцию, Федеральная резервная система была вынуждена в октябре 1979 года ужесточить условия кредитования и резко повысить учетные ставки, надеясь тем самым сжать денежную массу. Этот шаг позволил на короткий срок замедлить темпы инфляции, но одновременно привел к снижению экономической активности, особенно в автомобилестроении и жилищном строительстве, которые традиционно являлись наиболее динамичными отраслями. В январе 1980 года уровень инфляции вновь резко повысился. Правительству демократов в очередной раз не удалось сбалансировать государственный бюджет, дефицит которого в 1981 году составил почти 60 млрд долл.

По данным на 1980 год, доля США в мировом капиталистическом производстве сократилась по сравнению с 1960 годом с 42 до 36,7%, снизился удельный вес страны в общем объеме мирового экспорта: с 18 до 13%. Американские товары во многом стали уступать западноевропейским и японским как на внутреннем, так и на международном рынке. Одним словом, правительству Дж. Картера не удалось довести до положительного результата ни одну из намеченных программ.

К началу 1980-х годов стало ясно, что экономические трудности невозможно преодолеть традиционными методами, которые основывались на кейнсианских идеях государственного регулирования экономики. К этому выводу пришли одновременно лидеры большинства западных стран, где стали получать распространение постулаты неоконсерватизма. В США эти идеи нашли отражение в экономической политике администрации президента-республиканца Рональда Рейгана

(избранного на этот пост в 1980 году), поэтому данная политика получила название "рейганомика". Теоретическую основу этого курса составила концепция предложения, в соответствии с которой основное внимание уделялось не увеличению расходов (частных и государственных), как того требовала кейнсианская модель, а росту сбережений и относительному сдерживанию потребительского спроса.

Любопытно проследить изменения, происходившие в американской экономике в течение 40 лет (1948-1988) при президентах от Республиканской и Демократической партий. Поскольку правительство США последовательно проводило различную макроэкономическую политику, то можно заметить, что на каждый второй год правления республиканцев (Эйзенхауэра, Никсона, Форда, Рейгана) приходился спад производства, тогда как в каждый второй год правления демократов (Трумэна, Кеннеди, Джонсона, Картера) экономика переживала подъем. Видимо, такая закономерность была связана с различными подходами каждой из администраций к выбору между инфляцией и безработицей. Республиканцы традиционно считали большим злом для страны инфляцию, поэтому сразу после прихода в Белый дом начинали проводить антиинфляционную политику путем сдерживания экономического роста. Демократы же уделяли главное внимание расширению производства и сокращению безработицы, что в итоге стимулировало инфляцию. Таким образом, различия в экономической политике обеих партий способствовали колебаниям в американской экономике.

Администрация Р. Рейгана сразу же приступила к реализации целого комплекса мероприятий под названием "Новое начало для Америки. Программа экономического возрождения", который был основан на монетаристской теории выдающегося американского экономиста Милтона Фридмена. Этот документ включал в себя следующие направления:

ужесточение кредитно-денежной политики, направленной на снижение уровня инфляции;

сокращение налогов на доходы корпораций и частных лиц;

замораживание и уменьшение федеральных расходов на социальные программы (при одновременном увеличении военных расходов);

ограничение государственного вмешательства в экономику.

В первую очередь предлагалось снизить темпы роста денежной массы и учетную ставку в коммерческих банках, поставив их в прямую зависимость от темпов роста ВНП. Это позволяло достаточно быстро

ограничить масштабы инфляции, а уменьшение процентной ставки приводило к заметному оживлению в кредитной сфере.

Наряду с этим правительство Р. Рейгана осуществило реформу налоговой политики, которой придавалось первостепенное значение. Главным шагом правительства стало принятие в 1981 году закона о налогах в целях экономического оздоровления (ERTA), предусматривавшего поэтапное (в течение трех лет) сокращение индивидуального подоходного налога на 25%, снижение с 70 до 50% максимальной налоговой ставки на доходы корпораций от капитала, сокращение на 40% сроков амортизационных отчислений и т.д.19.

Предполагалось, что первоначально в течение пяти лет поступления в федеральный бюджет сократятся примерно на 750 млрд долл. В соответствии с теорией предложения это должно было стимулировать развитие производства, сбережение и инвестирование в экономику, что, в свою очередь, привело бы к созданию новых рабочих мест и снижению безработицы. Но на практике все оказалось гораздо сложнее. Надежды на скорую и положительную реакцию хозяйствующих субъектов в ходе снижения налоговых ставок не оправдались. Реальный сектор экономики не получил ожидаемых инвестиций.

После повторной победы Р. Рейгана на выборах в 1984 году была продолжена политика совершенствования налоговой системы, в связи с чем в 1986 году был принят закон о налоговой реформе (TRA). Этот закон должен был компенсировать негативные последствия предыдущего закона 1981 года. Прежде всего предусматривалось снижение как предельных ставок личного подоходного налога с 50 до 28%, так и налога на прибыль корпораций с 46 до 34%. Кроме того, по этому закону почти 6 млн человек с низкими доходами вообще освобождались от уплаты налогов в федеральный бюджет. Закон устанавливал только две ставки: 15% - на семьи, чей совокупный годовой доход был ниже 29,75 тыс. долл., и 28% - на более обеспеченные.

Предполагалось, что такая политика повысит статус "среднего класса". Однако еще на первом этапе налоговой реформы в 1981-1986 годах стало ясно, что от снижения налогов выиграли прежде всего состоятельные граждане страны, в то время как от сокращения ряда социальных программ существенно пострадали малообеспеченные слои населения. Статистика свидетельствовала, что в этот период доходы самых богатых американцев (примерно 1% всего населения)

почти удвоились, тогда как у 70% американцев доходы практически не увеличились. Американские экономисты отмечали, что, несмотря на стимулирующую роль фискальной политики, ее экономический эффект свелся к тому, что богатые стали еще богаче, а бедные - беднее.

Во время проведения второго этапа налоговой реформы в 1986-1989 годах была сделана попытка отменить многие налоговые льготы и закрыть различные "лазейки" для компаний и состоятельных лиц. Но и эти меры не способствовали установлению социального равенства, напротив, они привели к тому, что богатые, ухитрявшиеся получать различные налоговые льготы, получили преимущество перед теми, кто их не имел.

Одним из направлений "рейганомики" был демонтаж так называемых корпоративных структур, и прежде всего профсоюзов, которые, по словам неоконсерваторов, противостоят предпринимателям и менеджерам в своих "эгоистических интересах". И хотя лидеры неоконсерваторов несколько преувеличивали влияние профсоюзов, сам Р. Рейган был не против "поставить их на место", прибегая даже к откровенно силовым методам. В новых соглашениях правительства с профсоюзами прежнего социального партнерства, когда профсоюзные организации могли выдвигать и отстаивать различные требования трудящихся, практически не было.

Как отмечалось выше, программой "рейганомики" предусматривалось ограничить государственное вмешательство в экономику, которое практиковалось еще со времен "нового курса" Ф. Рузвельта (хотя национализации в США никогда не было). Это выражалось в огромных дотациях и субсидиях промышленным предприятиям, а также в ощутимой поддержке отечественных производителей не только методами протекционизма, но и демпинговой политикой на внешних рынках.

Кроме того, к началу 1980-х годов в государственной собственности находились предприятия по выпуску военной и космической техники, многочисленные объекты инфраструктуры (шоссейные дороги, каналы, туннели, мосты и др.), электростанции, учреждения здравоохранения и образования, а также огромные земельные угодья (до 40% всех земельных площадей страны) из так называемого фонда общественных земель, сформировавшегося в XVIII-XIX веках. На государственных предприятиях создавалось до 22% ВНП, число занятых в государственном секторе составляло примерно 13 млн человек.

Государственное регулирование распространялось и на аграрный сектор. Это выражалось прежде всего в том, что государство старалось поддерживать фермеров, закупая у них излишки продукции по твердым ценам для последующего снабжения армии и оказания помощи зарубежным странам. Кроме того, поощрялось сокращение объемов сельскохозяйственного производства путем консервации посевных угодий - фермерам выплачивалась за это соответствующая компенсация. На проведение такой аграрной политики правительству приходилось тратить до 7 млрд долл. в год.

Государственное вмешательство порой принимало формы мелочной регламентации деятельности предпринимателей. Частный сектор был обязан предоставлять государственным учреждениям многочисленные отчеты, например по охране окружающей среды, технике безопасности и пр.

Подобное вмешательство государства в социально-экономическую сферу представлялось неоконсерваторам излишним. Государство в этих условиях оказывалось настолько "перегруженным" и малоэффективным, что переставало должным образом справляться со своими основными функциями по поддержанию порядка и законности в стране. В ходе реализации мероприятий, предусмотренных программой администрации Р. Рейгана, произошло значительное перераспределение функций государства. Это явилось результатом приватизации объектов государственной собственности, отказа от директивных методов государственной регламентации, ограничения полномочий и сокращения численности государственного аппарата, что наносило существенный удар по бюрократии и ее привилегиям.

Большое внимание правительство Р. Рейгана уделяло не просто сокращению федеральных расходов на социальные нужды, но и их перекладыванию на плечи штатов и муниципальных властей. Этот процесс получил название "нового федерализма", в соответствии с которым власти штатов должны были нести ответственность за помощь многодетным семьям и распределение талонов на питание. В ведение местных органов власти были отданы 44 социальные программы (со стороны федеральной власти эти программы в течение четырех лет получали финансовую поддержку).

В 1983-1989 годах экономика США демонстрировала подъем, который сопровождался глубокой структурной перестройкой, основанной на внедрении достижений НТР. В этот период были созданы условия для ускоренного обновления и расширения основного капитала, особенно в передовых отраслях, что позволило повысить объем личного

потребления, стабилизировать курс доллара и, как следствие, увеличить приток иностранных капиталов.

Тем не менее в конце 1980-х годов стали заметны негативные тенденции в экономическом развитии США. Так, если в 1960-х годах США имели самый высокий в мире уровень ВНП на душу населения, то к 1987 году они оказались по этому показателю на 11-м месте. В 1990 году среднечасовая оплата труда рабочих в Америке равнялась 14,8 долл., тогда как в Дании - 17,9, в ФРГ - 21,5, в Швеции - 21,9 долл.

Соединенные Штаты стали постепенно терять свои позиции и в мировой экономике. В 1983 году был утрачен статус чистого кредитора, в качестве которого США выступали с 1917 года: внешние долги превысили задолженности других стран Соединенным Штатам и составили к 1991 году 700 млрд долл. (10% ВВП). Страна превратилась в крупнейшего мирового должника, а американская экономика стала более зависимой от противоречивых тенденций, присущих мировому хозяйству в целом.

Депрессивное состояние экономики США на рубеже 1980-1990-х годов объяснялось не только влиянием циклического развития, но и, в частности, сокращением государственных военных заказов, что повлекло за собой уменьшение объемов военного производства в 1988- 1991 годах на 9%. В этот период экономика стала испытывать непосильные нагрузки, связанные с обслуживанием огромной задолженности, которая накопилась в период относительного благополучия 1980-х годов. В 1992 году общая нефинансовая задолженность населения, корпораций, государства составила более 11 млрд долл., в том числе общий государственный долг - около 4 млрд долл. Среднестатистическая американская семья должна была тратить ежегодно до 13% от общих доходов на погашение ипотечной задолженности, что существенно ослабляло потребительский спрос.

Все это заставило администрацию президента-демократа Уильяма (Билла) Клинтона после прихода к власти в 1992 году вновь вернуться к глобальным средствам оздоровления экономики, и прежде всего к стимулированию долгосрочных государственных и частных инвестиций в основных отраслях. Снова стали использоваться такие государственные инструменты, как фискальные меры, более активная государственная поддержка НИОКР и малого бизнеса. Возросло участие государства в социальной сфере - предполагалось повысить доходы малообеспеченных слоев населения, улучшить медицинское обслуживание и др. Президент предложил программу совершенствования

системы налогообложения, в соответствии с которой следовало несколько повысить налоги на самые состоятельные слои населения.

Характеризуя экономику США конца XX века, можно отметить, что она является одной из наиболее зрелых и эффективных в мире. За последние десятилетия она продемонстрировала высокую степень адаптации к новым условиям и сумела сохранить свое лидерство среди промышленно развитых стран. Транснациональные корпорации, возглавляемые американским капиталом, сформировали огромную, охватывающую весь мир "вторую экономику" США.

Под влиянием НТР экономика Соединенных Штатов претерпела значительные изменения. Прежде всего это связано с бурным развитием информационных технологий. Именно в отраслях, связанных с производством компьютеров, программного обеспечения и средств связи, наблюдались темпы экономического развития, которые во много раз превосходили средние. Кстати, общие темпы экономического роста США не самые высокие в мире, но они стабильны и достаточны для обеспечения внутренних потребностей. Финансовая система США - одна из самых сильных и устойчивых в мире, что показал финансовый кризис 1997-1998 годов, начавшийся в Юго-Восточной Азии и охвативший многие государства мира. Следует отметить еще одну существенную особенность современной американской экономики: в ней больше не существует непримиримого противостояния крупного и мелкого бизнеса, которое было характерным для предыдущих периодов. В США достаточно эффективно действует антимонопольное законодательство, препятствующее излишней концентрации производства, что позволяет крупному и мелкому бизнесу взаимно дополнять друг друга.

Принято считать, что в настоящее время масштабы государственного вмешательства в американскую экономику являются оптимальными, поскольку государство эффективно помогает уже сложившейся экономической системе. Никто в стране не выступает ни за расширение государственного присутствия в экономике, ни за его сокращение.

Хотя в конце 1980-х годов США уступили лидерство во внешней торговле Германии и Японии, в конце 1990-х годов позиции США в этой сфере заметно укрепились. Это произошло прежде всего благодаря экспорту продукции высоких технологий, пользующейся стабильно высоким спросом во всем мире.

В заключение нельзя не отметить, что конкурентная борьба на мировых рынках заметно обострилась и Соединенным Штатам непросто удерживать лидирующие позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: