Предметы изучения исправительной психологии — личность и ее изменение в процессе исправительных работ. Психологами отмечается, как происходит переориентирование осужденного, изменение его характерных черт поведения, а также преобладание его ценностных установок.
Перед исправительно-трудовыми учреждениями ставятся следующие задачи:
- организация условий для возможности формирования поведения осужденного в период его изоляции и адаптации;
- разработка программы по исправлению осужденных, учитывая их изолированность от общества и влияния социальной ориентации, а также личностных приоритетов;
- приобщение осужденных к трудовой деятельности для их дальнейшей социальной адаптации;
- добиться того, чтобы и сам заключенный хотел перевоспитываться;
- рассмотрение динамики его личности, обстоятельств, приводящих к этому;
- составление рекомендаций по ресоциализации осужденных.
Поставленные задачи выполняются при взаимодействии исправительно-трудовой психологии с социальными науками, которые помогают выявить те факторы, которые воздействуют на перевоспитание осужденных.
|
|
Коррекция личности осужденного, происходящая в период его адаптации, должна не только изменить его ценностную направленность, но и сформировать новый взгляд с ориентированностью на дальнейшую жизнедеятельность. Главным фактором остается признание осужденным своей вины и раскаяние от осознания совершенного преступления. В результате этого происходит его переориентация на свои дальнейшие действия и формирование новых возможностей применения. Сотрудниками исправительно-трудовых учреждений рассматривается и изучается личность осужденного на предмет его исправления.
Понятие исправительно-трудовой психологии («пенитенциарной психологии») заключается в возможности создания таких условий, при которых происходило бы переосмысление осужденным своих поступков (деяний) с целью дальнейшего самоосуждения и раскаяния.
Цели исправительно-трудовой психологии:
- исключение возможности совершения подобного деяния и нанесения вреда обществу;
- подбор наказания, которое должно превышать совершенное преступление с целью усиления влияния на личность осужденного для возможности его дальнейшего перевоспитания;
- воздействие на осужденных для внедрения в исправительно-трудовую психологию новых данных и методов, подтвержденных на практике;
- комплексное и индивидуальное влияние на лиц, совершивших злодеяния;
- замена преступного стереотипа поведения на трудовой.
Наиболее ответственный период ресоциализации осужденного — его адаптация к жизни на свободе, в трудных условиях требующая значительных усилий, в частности бытовая неустроенность, отсутствие жилья, отвержение в отделах кадров по найму рабочей силы, настороженность родных и близких — все это отражается на психике освобожденных.
|
|
Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний, в формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. Следует, прежде всего, активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях.
Основные проблемы социальной реадаптации связаны с рецидивом после их освобождения.
Среди освобождающихся лиц можно выделить три категории:
1) исправившиеся в процессе отбытия наказания, стремящиеся начать новую жизнь;
2) имеющие дефекты в правосознании, мировоззрении, а также в вопросах нравственности и труда;
3) неисправившиеся в период отбытия наказания.
Социальная адаптация находится в зависимости от окружающей среды, характера и продолжительности деятельности преступника и других факторов. Интенсивность рецидива происходит в периоды от момента освобождения до совершения нового преступления. Чаще они совершаются в период до трех лет после освобождения, причем интенсивнее всего в первый год. Процесс адаптации заканчивается в основном к первому году или к трем годам. Самым сложным считается время от трех до шести месяцев. Положительная социальная адаптация происходит в 60% случаев, в процессе которой выделяются позитивные устойчивые связи, гармония социальной среды и требований определенного лица. При этом личность должна активно включаться в общество.
Процесс адаптации очень сложно протекает в случае, если срок лишения свободы был длительным. Личность должна суметь восстановить целый, ряд потерянных знаний и навыков, относящихся к зарабатыванию и разумным тратам своих сбережений, обеспечивая себя питанием, одеждой и другими необходимыми потребностями.
Методы воздействия заключаются в психологической подготовке осужденных путем активизации их психики, привычек и эмоций и вырабатывании установки на подобающее поведение в условиях общества.
Подготовка бывает нескольких типов:
- к отбыванию уголовного наказания;
- при перемещении в рамках исправительных учреждений;
- при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые учреждения;
- при освобождении.
Взывать к лучшим качествам осужденных возможно при помощи призыва к моральным и нравственным качествам личности, напоминания о положительных заслугах и крайне осторожно напоминая об ошибках.