Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 40. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии. Адаптация освобожденного к условиям жизни на свободе




Предметы изучения исправительной психологии — личность и ее изменение в процессе исправительных работ. Психологами отмечается, как происходит пе­реориентирование осужденного, изменение его характер­ных черт поведения, а также преобладание его ценностных установок.

Перед исправительно-трудовыми учреждениями ставят­ся следующие задачи:

- организация условий для возможности формирова­ния поведения осужденного в период его изоляции и адаптации;

- разработка программы по исправлению осужден­ных, учитывая их изолированность от общества и влияния социальной ориентации, а также личност­ных приоритетов;

- приобщение осужденных к трудовой деятельности для их дальнейшей социальной адаптации;

- добиться того, чтобы и сам заключенный хотел пе­ревоспитываться;

- рассмотрение динамики его личности, обстоя­тельств, приводящих к этому;

- составление рекомендаций по ресоциализации осужденных.

Поставленные задачи выполняются при взаимодействии исправительно-трудовой психологии с социальными наука­ми, которые помогают выявить те факторы, которые воз­действуют на перевоспитание осужденных.

Коррекция личности осужденного, происходящая в период его адаптации, должна не только изменить его ценностную направленность, но и сформировать новый взгляд с ориентированностью на дальнейшую жизнедеятельность. Главным фактором остается признание осужденным своей вины и раскаяние от осознания совер­шенного преступления. В результате этого происходит его переориентация на свои дальнейшие действия и формиро­вание новых возможностей применения. Сотрудниками ис­правительно-трудовых учреждений рассматривается и изу­чается личность осужденного на предмет его исправления.

Понятие исправительно-трудовой психологии («пенитенциарной психологии») заключается в возможности создания таких условий, при которых происходило бы переосмысление осужденным своих поступков (деяний) с целью дальнейшего самоосуждения и раскаяния.

Цели исправительно-трудовой психологии:

- исключение возможности совершения подобного деяния и нанесения вреда обществу;

- подбор наказания, которое должно превышать со­вершенное преступление с целью усиления влияния на личность осужденного для возможности его даль­нейшего перевоспитания;

- воздействие на осужденных для внедрения в испра­вительно-трудовую психологию новых данных и методов, подтвержденных на практике;

- комплексное и индивидуальное влияние на лиц, со­вершивших злодеяния;

- замена преступного стереотипа поведения на тру­довой.

Наиболее ответственный период ресоциализации осужденного — его адаптация к жизни на свободе, в трудных условиях требующая значительных усилий, в частности бытовая неустроенность, отсутствие жилья, от­вержение в отделах кадров по найму рабочей силы, насто­роженность родных и близких — все это отражается на психике освобожденных.




Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний, в формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. Следует, прежде всего, активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужден­ных к жизни в новых условиях.

Основные проблемы социальной реадаптации связаны с рецидивом после их освобождения.

Среди освобождающихся лиц можно выделить три категории:

1) исправившиеся в процессе отбытия наказания, стре­мящиеся начать новую жизнь;

2) имеющие дефекты в правосознании, мировоззрении, а также в вопросах нравственности и труда;

3) неисправившиеся в период отбытия наказания.

Социальная адаптация находится в зависимости от окружающей среды, характера и продолжительно­сти деятельности преступника и других факторов. Интенсивность рецидива происходит в периоды от момента освобождения до совершения нового преступления. Чаще они совершаются в период до трех лет после освобождения, причем интенсивнее всего в первый год. Процесс адаптации заканчивается в основном к первому году или к трем годам. Самым сложным считается время от трех до шести меся­цев. Положительная социальная адаптация происходит в 60% случаев, в процессе которой выделяются позитивные устойчивые связи, гармония социальной среды и требова­ний определенного лица. При этом личность должна актив­но включаться в общество.

Процесс адаптации очень сложно протекает в случае, если срок лишения свободы был длительным. Личность дол­жна суметь восстановить целый, ряд потерянных знаний и навыков, относящихся к зарабатыванию и разумным тра­там своих сбережений, обеспечивая себя питанием, одеж­дой и другими необходимыми потребностями.

Методы воздействия заключаются в психологической подготовке осужденных путем активизации их психики, привычек и эмоций и вырабатывании уста­новки на подобающее поведение в условиях общества.

Подготовка бывает нескольких типов:

- к отбыванию уголовного наказания;

- при перемещении в рамках исправительных учреж­дений;

- при переводе из воспитательно-трудовых в испра­вительно-трудовые учреждения;

- при освобождении.

Взывать к лучшим качествам осужденных возможно при помощи призыва к моральным и нравственным качествам личности, напоминания о положительных заслугах и край­не осторожно напоминая об ошибках.





Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 1012; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9247 - | 7275 - или читать все...

Читайте также:

 

18.208.159.25 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.