double arrow
Тема 40. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии. Адаптация освобожденного к условиям жизни на свободе

Предметы изучения исправительной психологии — личность и ее изменение в процессе исправительных работ. Психологами отмечается, как происходит пе­реориентирование осужденного, изменение его характер­ных черт поведения, а также преобладание его ценностных установок.

Перед исправительно-трудовыми учреждениями ставят­ся следующие задачи:

- организация условий для возможности формирова­ния поведения осужденного в период его изоляции и адаптации;

- разработка программы по исправлению осужден­ных, учитывая их изолированность от общества и влияния социальной ориентации, а также личност­ных приоритетов;

- приобщение осужденных к трудовой деятельности для их дальнейшей социальной адаптации;

- добиться того, чтобы и сам заключенный хотел пе­ревоспитываться;

- рассмотрение динамики его личности, обстоя­тельств, приводящих к этому;

- составление рекомендаций по ресоциализации осужденных.

Поставленные задачи выполняются при взаимодействии исправительно-трудовой психологии с социальными наука­ми, которые помогают выявить те факторы, которые воз­действуют на перевоспитание осужденных.

Коррекция личности осужденного, происходящая в период его адаптации, должна не только изменить его ценностную направленность, но и сформировать новый взгляд с ориентированностью на дальнейшую жизнедеятельность. Главным фактором остается признание осужденным своей вины и раскаяние от осознания совер­шенного преступления. В результате этого происходит его переориентация на свои дальнейшие действия и формиро­вание новых возможностей применения. Сотрудниками ис­правительно-трудовых учреждений рассматривается и изу­чается личность осужденного на предмет его исправления.




Понятие исправительно-трудовой психологии («пенитенциарной психологии») заключается в возможности создания таких условий, при которых происходило бы переосмысление осужденным своих поступков (деяний) с целью дальнейшего самоосуждения и раскаяния.

Цели исправительно-трудовой психологии:

- исключение возможности совершения подобного деяния и нанесения вреда обществу;

- подбор наказания, которое должно превышать со­вершенное преступление с целью усиления влияния на личность осужденного для возможности его даль­нейшего перевоспитания;

- воздействие на осужденных для внедрения в испра­вительно-трудовую психологию новых данных и методов, подтвержденных на практике;



- комплексное и индивидуальное влияние на лиц, со­вершивших злодеяния;

- замена преступного стереотипа поведения на тру­довой.

Наиболее ответственный период ресоциализации осужденного — его адаптация к жизни на свободе, в трудных условиях требующая значительных усилий, в частности бытовая неустроенность, отсутствие жилья, от­вержение в отделах кадров по найму рабочей силы, насто­роженность родных и близких — все это отражается на психике освобожденных.

Психологическая подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний, в формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. Следует, прежде всего, активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужден­ных к жизни в новых условиях.

Основные проблемы социальной реадаптации связаны с рецидивом после их освобождения.

Среди освобождающихся лиц можно выделить три категории:

1) исправившиеся в процессе отбытия наказания, стре­мящиеся начать новую жизнь;

2) имеющие дефекты в правосознании, мировоззрении, а также в вопросах нравственности и труда;

3) неисправившиеся в период отбытия наказания.

Социальная адаптация находится в зависимости от окружающей среды, характера и продолжительно­сти деятельности преступника и других факторов. Интенсивность рецидива происходит в периоды от момента освобождения до совершения нового преступления. Чаще они совершаются в период до трех лет после освобождения, причем интенсивнее всего в первый год. Процесс адаптации заканчивается в основном к первому году или к трем годам. Самым сложным считается время от трех до шести меся­цев. Положительная социальная адаптация происходит в 60% случаев, в процессе которой выделяются позитивные устойчивые связи, гармония социальной среды и требова­ний определенного лица. При этом личность должна актив­но включаться в общество.

Процесс адаптации очень сложно протекает в случае, если срок лишения свободы был длительным. Личность дол­жна суметь восстановить целый, ряд потерянных знаний и навыков, относящихся к зарабатыванию и разумным тра­там своих сбережений, обеспечивая себя питанием, одеж­дой и другими необходимыми потребностями.

Методы воздействия заключаются в психологической подготовке осужденных путем активизации их психики, привычек и эмоций и вырабатывании уста­новки на подобающее поведение в условиях общества.

Подготовка бывает нескольких типов:

- к отбыванию уголовного наказания;

- при перемещении в рамках исправительных учреж­дений;

- при переводе из воспитательно-трудовых в испра­вительно-трудовые учреждения;

- при освобождении.

Взывать к лучшим качествам осужденных возможно при помощи призыва к моральным и нравственным качествам личности, напоминания о положительных заслугах и край­не осторожно напоминая об ошибках.






Сейчас читают про: