Значение дошкольного детства в становлении личности

Период от рождения до поступления в школу является, по при­знанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходи­мых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком

Особенностью этого периода, отличающей его от других, после­дующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в даль­нейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведе­ния ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психоло­гических новообразованиях, достигаемых к концу данного возраст­ного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко все­му спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, на­верстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

Реализация специфических возрастных возможностей психичес­кого развития происходит благодаря участию дошкольников в соот­ветствующих возрасту видах деятельности— игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Орга­низация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их со­вершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере на­копления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятель­ного характера должны постоянно находиться в центре внимания пе­дагогов. Характерными проявлениями того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют основному руслу психи­ческого развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безус­ловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаи­моотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализа­ция замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).

Что касается других, предпосылочных психических свойств и способностей, то их формирование не должно идти во вред форми­рованию качеств, непосредственно обнаруживающих себя в сего­дняшней жизни ребенка. Здесь опасен всякий нажим, всякое забегание вперед, которое может привести к искусственному ускоре­нию развития с неизбежными потерями. Подведение ребенка к пси­хологическим новообразованиям, полное развертывание которых осуществляется за пределами дошкольного детства, должно осуще­ствляться не вопреки особенностям возраста, а на их основе. Дан­ные специальных исследований и опыт лучших детских учрежде­ний показывают, что сама логика развития детских видов деятель­ности и детских форм познания мира, если ими разумно руково­дить, подводит к зарождению новых психических качеств и, в ко­нечном счете, к переходу на новую ступень детства. Такой переход носит скачкообразный характер, выступает в виде возрастного кри­зиса, после которого те психологические новообразования, которые занимали место предпосылочных, становятся стержнем дальней­шего развития.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, ин­дивидуальные особенности психики и поведения. Быть челове­ком— это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: