Охрана и укрепление здоровья детей

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом бла­гополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих ра­боту воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высо­кий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка3—6 лет приходится в среднем54 дня пропусков по­сещений детского сада, четвертая часть которых связана с заболева­ниями, остальные три четверти— с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на1% ежегодно. По данным про­гнозов,85% этих детей— потенциальные больные сердечно-сосудис­тыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на5— 20 лет. Около50% нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекци­онных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни ро­дители. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям прово­дится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость научно обоснованного определения оптимального соотношения обучения и самостоятельных трениро­вок детей в процессе подвижных и спортивных игр с применением специального оборудования и тренажеров.

Существенное место в решении многогранных задач физичес­кого воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обу­чению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых— педагогов и родителей.

Целесообразно введение в штатное расписание дошкольного уч­реждения преподавателя физкультуры (например, на хозрасчетной основе), который помимо основных занятий будет проводить дополни­тельные занятия, направленные на физиологическую коррекцию де­тей с нарушением осанки, с низкой двигательной активностью, ослаб­ленных, часто болеющих и др. Дополнительные занятия можно прово­дить во время прогулок, в свободное и специально отведенное время.

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благопо­лучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской де­ятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.

Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. В режим дет­ского сада вводятся ежедневные занятия физической культурой, иг­ры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической об­становки, региональных и климатических условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить дошкольные учреждения бассейна­ми, современным физкультурным оборудованием на участке. Необ­ходимо также широко использовать возможности спортивно-оздоро­вительных комплексов, школьных стадионов, катков и бассейнов в микрорайоне. Функционирование детского сада как «открытой сис­темы» существенно расширяет его собственные возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: