Возрастной подход в воспитании и обучении детей

В первые семь лет ребенок проходит через три основных перио­да своего развития, каждый из которых характеризуется опреде­ленным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир.

Эти периоды жизни отграничены друг от друга; каждый пред­шествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно «переставлены» во времени.

Период младенчества (первый год жизни ребенка) характери­зуется возникновением следующих возрастных новообразований.

Познавательное развитие. К концу первого года жизни ребенок ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее близких людей; появляются элементы различе­ния между ощущениями, исходящими от собственного тела и из-; вне, складываются начальные формы предметного восприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождения наглядно-действенного мышления.

Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыва­нию и удержанию предметов.

Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появля­ется «социальная» улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке. Формируется чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям, к деятельности, к самому се­бе в последующей жизни.

Раннеедетство (от1 года до3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.

Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназ­начена. Ребенок проводит различия между людьми, занимающими определенное место в его жизни («свои» и «чужие»); осваивает собственное имя; формирует представление о «территории» собственного «я» (все то, что ребенок относит к себе, о чем сможет сказать «мое»). Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мыш­ление. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.

Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваи­вает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным по­ведением (в основном в ответ на указания взрослого).

Развитие переживаний. Возникает чувство автономии и лич­ной ценности (самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым.

В дошкольном детстве (от3 до7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального раз­вития ребенка.

Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприя­тии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития услов­ный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; фор­мируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребе­нок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер деятельности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождаются оценка и самооценка.

Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более ран­нему этапу «глобальной подражательности» взрослому, может про­тивостоять в известных пределах воле другого человека; развива­ются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобра­зование действительности), собственно волевой (инициатива, спо­собность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобож­даются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладывать­ся чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т.п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстни­ками. Ребенок обнаруживает способности к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение соб­ственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результа­тов чужих и своих поступков. Эмоции становятся «умными».

К7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательно­сти впоследствии формируется интерес к учению; развитие познава­тельных способностей послужит основой для формирования теорети­ческого мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие про­извольности дает возможность преодолевать трудности при решении учебных задач; овладение элементами специальных языков, харак­терных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т.п.).

Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде воз­можностей, мера осуществимости которых определяется социаль­ной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом разви­тии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собст­венное развитие) может быть и иная «кривая» личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому ша­гу развития сопутствует возможность проявления и закрепления не­гативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: