В начало. «Бизнес – это искусство извлекать деньги

БИЗНЕС И ИДЕИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

«Бизнесэто искусство извлекать деньги

из чужого кармана, не прибегая к насилию»

Макс Амстердам

Итак, сделаем несколько выводов. Самые большие трудности при переходе от «советской» (идеологизированной) журналистики к «рыночной» – связаны с осознанием состояния постоянной конкуренции. Самые прекрасные креативные проекты несостоятельны без маркетинговой и менеджерской поддержки. Попытаемся сформулировать несколько «очередных задач» внедрения СМИ в рыночные отношения и практических вопросов, с поиска ответов на которые и начинается данного рода творческая деятельность:

Первое

w  Поиск своей ниши на рынке СМИ (качественное или массовое, дорогое или дешевое, моделирование диалоговых отношений, учет социально-психологических особенностей).

w  На какой технике и где печататься или выходить в эфир? Как удешевить допечатную подготовку?

w  Создание своей службы рекламы (причем работать на рынке квалифицированно, в соответствии с существующими технологиями – данными социсследований по вашей нише, мониторингом рынка рекламы). Отдел маркетинга и рекламы во многих СМИ на планерках кое-что «диктует» творческим отделам.

w  Эффективность работы отдела распространения (взаимоотношения прежде всего с розничной продажей, ибо она – сильный маркетинговый инструмент и индикатор популярности, читательского интереса) или медиапланирование в электронных СМИ и рекламе.

Второе

w  Нужно вкладывать деньги в рекламу собственного СМИ (самореклама, PR, редакционные праздники). СМИ должно стать частью жизни города и частью конкретной семьи. Расходы увеличиваются – но с учетом расчетов маркетинговой службы – в период подписной кампании или с начала какого-то периода (после Нового года, с 1 сентября, накануне Дня города, Дня энергетика, Дня работников газовой и нефтедобывающей отрасли и т.д.).

w  Маркетолог – не чужой человек в коллективе: написать хорошо или снять творчески репортаж одно, а написать, снять хорошо, интересно и еще с учетом требований, вызовов рынка – чуть иное.

w  Не нужно расслабляться – постоянно внедрять что-то новое в работу творческих отделов, отделов распространения, рекламы, не жалеть деньги на маркетинговые исследования (хотя бы в форме игр, «прямых линий», уличных опросов, активизации писем от читателей-зрителей).

w  Важно не замыкаться – впитывать отечественный и зарубежный опыт.

w  По возможности диверсификация (расширение) деятельности – в приложениях или тематических брошюрах (детские, литературные, спецвыпуски, посвященные здоровому образу жизни и т.д.).

w  Мультимедийность: совместные проекты печатных СМИ с электронными.

w  И еще: помнить о новейших технологиях. Перефразируя немодного ныне классика, сформулируем определение: «Что такое настоящий рынок? Равные для всех экономические условия, творческая конкуренция плюс полная интернетизация СМИ».

Как фактор недостаточной работы по организации диалоговых отношений СМИ с гражданами необходимо отметить в связи с этим низкие темпы внедрения новых информационных технологий в практическую деятельность журналистов. Так лишь каждая восьмая редакция периодических изданий Уральского Федерального округа имеет свой индивидуальный web-сайт в Интернете. Лишь у единиц он используется для организации систематической интерактивной связи с аудиторией.

Примерно такое же положение, думается, и в других регионах. Причем и на телевидении. Так, к примеру, по данным Ассоциации телерадиовещателей Урала, к началу 2003 года в малых городах Свердловской области даже при наличии качественных телекоммуникаций в районных центрах из 59 активно работающих телекомпаний лишь 32 имели постоянный выход в Интернет и электронные адреса, только 20 разместили информацию о себе на популярном внешнем сайте Интерньюс и только 3 имеют свои web-сайты. Следовательно, даже самый первый этап цифровых информационных технологий на сегодняшний день освоили (или осваивают) немногие провинциальные журналисты. Хотя, справедливости ради, необходимо подчеркнуть, что в крупнейших городах региона ситуация в периодических изданиях и в электронной прессе – иная.

Третье

Газеты все больше уходят от выполнения только идеологических функций и становятся продуктом коммерческого интереса как со стороны читателей, так и журналистов (издателей). Акцент теперь на коммуникативные функции («коммуникацио» – лат. «связываю»). Постоянно должны улучшаться в связи с этим потребительские свойства товара-газеты:

w  объем (количество полос)

w  тираж

w  внешний вид:

§  инфографика (визуализация СМИ);

§  цветность (влияет такая новая тенденция, как формирование у нового поколения читателей так называемой клиповой культуры);

§  подача материалов (заголовочно-оформительский комплекс: конкретная тематика каждой страницы, рубрика, «говорящий» заголовок, обязательный лид, комментарий эксперта, контактный электронный адрес или телефон автора.

w  ярко выраженный акцент на маркетинговый подход в деятельности:

§  постоянное расширение тематики публикаций;

§  всевозможные способы изучения аудитории (опросы, игры, письма, праздники);

§  возможность прямого общения (электронный адрес вместо старого «пролетарии всех стран, соединяйтесь!»);

§  страницы-форумы (число посещений веб-сайта как показатель популярности, менеджерские решения по оплате журналисту на основании рейтинга публикаций среди читателей);

w  количественный и качественный рост рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: