Развитие личности в младенчестве

Новорожденность. Новорожденными называют детей в течение первого месяца их жизни. К концу первого месяца жизни у ребенка появляются первые условные рефлексы. Функциональными новообразованиями периода новорожденности являются слежение и задержка внимания.

Младенчество. В первом полугодии жизни в качестве ведущей деятельности рассматривается общение. На основе эмоционального, ситуативно-личностного общения взрослого и ребенка у младенца постепенно складывается образ не только взрослого, но и себя как субъекта коммуникативной деятельности. Во втором полугодии ведущей деятельностью становятся предметные манипуляции, а общение, согласуясь с ними, приобретает ситуативно-деловую форму. Младенец начинает различать успешность и неуспешность своих практических манипуляций, переживать свои достижения и уже на этой основе относиться к одобрению или неодобрению взрослого. В ходе

общения и практической деятельности с помощью взрослого ребенок открывает себя как субъекта, как личность: у него формируется образ самого себя. У младенца формируются предличностные формы, которые:

• включают совокупность отношений ребенка к себе, другим людям и миру в целом; • существуют в виде некоторых образований, возникающих в пунктах пересечения разных видов этих отношений. На первом году жизни происходит становление и развитие трех линий отношений ребенка: к взрослым, предметному миру и к себе, при ведущей роли отношения к взрослому как к субъекту общения. В конце первого года жизни активность наблюдается во всех трех сферах отношений. Их взаимодействие осуществляется при опосредующей роли отношения к себе, которое становится главным стержнем личностного образования. На протяжении младенческого возраста наблюдается наряду с познавательным и эмоциональное развитие.

Кризис 1 года. Кризисные явления: • всплеск самостоятельности; • появление аффективных реакций в общении. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским «автономной». Характерные черты детской речи: • многозначность; • ситуативность. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается, в первую очередь, на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: