* Начало складывания индивидуальной мотивационной системы ребенка.
* Появление соподчинения (иерархии) мотивов.
* Появление мотивов достижения успеха, соревнования, соперничества.
* Возникновение первичного чувства долга.
* Появление мотивов, связанных с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторых других.
* Дошкольником начинают усваиваться этические нормы, принятые в обществе.
* Происходит первичное развитие воли – управление психическими процессами, первичное сознательное управление поведением, умение удерживать цель в центре внимания.
Формирование самосознания в дошкольном возрасте.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию; оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного возраста. В этот период из эмоционального «Я», характерного для детей раннего возраста, вырастает рациональное, логическое самосознание, включающее в себя понимание идентичности себя и своего изображения. В дошкольном возрасте у ребенка формируется «зеркальное Я», позволяющее воспринимать себя отстраненно. Данное личностное новообразование формируется в процессе развития функции рефлексии, являющейся ведущей психической функцией 4 фазы дошкольного возраста (6–7 лет). Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Осознание своих переживаний. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку; происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу. Начинается осознание себя во времени.
|
|