Развитие личности в раннем детстве

Психологическое отделение от матери – наступает в раннем детстве. Ведущие психические функции раннего возраста в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией онтогенетического развития Ю. Н. Карандашева: соотнесение, обозначение, осмысление, замещение. Центральными новообразованиями раннего возраста выступает появление функциональных и замещающих действий. Отличительной чертой раннего возраста являются знаковые формы поведения, возникновение которых обусловлено переходом от общения к совместной деятельности. Во второй половине раннего возраста формируется функция замещения (перенос значения с одного, специфического предмета на другой, неспецифический). С этого возраста начинается самосознание, еще не являющееся сознанием, но уже являющееся памятью. Во второй половине раннего возраста, ребенок, уже владеющий речью, становится личностью, у него появляется самосознание, и в основе этого становления лежит механизм идентификации. Для ребенка характерно отсутствие соподчинения мотивов. Действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний; поведение зависит от внешних обстоятельств, ситуационно; появляются притязания на признание. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослым становится одним из важных источников его чувств и потребностей, определяющей успешность развития; появляется чувство гордости, чувство стыда; происходит развитие чувства самоуважения; поступки контролировать ребенок еще не способен, у него нет еще самоуправления.

Кризис 3 лет. Выражается в разрушении, пересмотре старой системы социальных отношений, кризисе выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис 3 лет традиционно связывают с «семизвездьем симптомов» ( пресс-бунд, обесценивание, строптивость, деспотизм, своелюбие, упрямство, негативизм ,), проявляющихся в отношениях со взрослыми. начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: