Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология – это динамический психотерапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума.

Огромное большинство опытных терапевтов опираются на экзистенциальные идеи, независимо от их принадлежности к другим психологическим школам. Например, большинство терапевтов понимают, что осознание своей смертности и вообще своей конечности нередко заставляет человека на многое взглянуть совершенно по-другому; что целительное действие принадлежит отношениям; что страдания пациентов связаны с выбором; что терапевт должен стимулировать волю пациента к действиям; что, наконец, большинство пациентов страдают от недостаточной осмысленности своей жизни.

Что же значит динамический подход? Динамическая модель психики – это модель, согласно которой в индивидууме присутствуют конфликтующие силы - и мысли, и эмоции, и поведение представляют собой результат их взаимодействия. И эти силы существуют на различных уровнях осознавания, некоторые из них совершенно неосознанны.

Экзистенциальная психология акцентируется на базовом конфликте, обусловленном конфронтацией индивидуума с данностями существования. Данности существования – это определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Как открывает человек для себя содержание этих конечных данностей? Метод – глубокая личностная рефлексия. Условия просты – одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт.

Мы будем обсуждать четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.

Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность – смерть. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас смертельным страхом. Говоря словами Спинозы, «все сущее стремиться продолжать свое существование». Противостояние между сознаванием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт.

Свобода. Другая конечная данность гораздо менее очевидная – это свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремиться ли к ней на протяжении всей своей жизни? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле свобода – это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом.

Один американский социальный психолог сказал, что мир – это пятно Роршаха и каждый видит в нем свои определенные структуры и смыслы. И наша потребность в структуре – это потребность в безопасности, вторая базовая потребность по Маслоу.

С этой точки зрения свобода подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.

Экзистенциальная изоляция. Третья конечная данность – это изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это – фундаментальная изоляция – и от других созданий и от мира – скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда останется непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, к принадлежности к большому целому.

Бессмысленность. Четвертая конечная данность существования – бессмысленность. Мы должны умереть, мы сами структурируем свою вселенную, каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире – какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем, как нам жить? Если ничто изначально не предначертано – значит каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

Таким образом, понятие экзистенциальной психодинамики относится к четырем названным данностям – четырем конечным факторам и к порожденным каждой из них осознаваемым и неосознаваемым страхам и мотивам. Динамический экзистенциальный подход сохраняет описанную Фрейдом базисную динамическую структуру, но радикально изменяет ее содержание. Фрейдовская формула:

ВЛЕЧЕНИЕ ТРЕВОГА ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Заменена следующей:

СОЗНАВАНИЕ КОНЕЧНОЙ ДАННОСТИ ТРЕВОГА ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Обе формулы выражают представление о том, что взаимодействие с тревогой порождает психическую активность, как сознательную так и бессознательную; что эта активность (защитные механизмы), обеспечивая безопасность, неизменно ограничивают рост и возможности опыта.

Очень многие люди, в том числе психотерапевты, предпочитают экзистенциальные вопросы игнорировать, поскольку на беспощадные экзистенциальные факты можно реагировать лишь двумя способами – признанием тревожной истины или отрицанием – и оба они неприятны. Сервантес выразил эту проблему словами своего бессмертного Дон Кихота: «Так что тебе больше понравилось бы – мудрое умопомешательство или глупое здравомыслие?»

В экзистенциальной психотерапевтической традиции эта дилемма отвергается. Мудрость не ведет к безумию, как и отрицание к здравомыслию. Конфронтация с данностями существования болезненна, но, в конечном счете, целительна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: