Правовая эстафета

(Правовед выносит из-за кулис плакат и вешает его на доску. На плакате 4 основных правовых акта, регламентирующих права ребёнка: А) Всеобщая декларация прав человека, Б) Семейный ко­декс РФ, В) Конвенция о правах ребёнка, Г) Конституция РФ.)

ПРАВОВЕД: Посмотрите на доску и назовите правовые акты, в которых находятся статьи, кото­рые я вам сейчас зачитаю.

(Правовед читает фрагменты статей, а ребята определяют, откуда эти статьи.)

Задания

1. «Все люди рождаются сво­бодными и равными в своём до­стоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны по­ступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декла­рация прав человека.)

2. «Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осу­ществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, непри­косновенность жилища, или тай­ну корреспонденций, или неза­конного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребёнка.)

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантиру­ется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми спосо­бами, не запрещёнными законом». (Конституция РФ.)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состоя­ния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации

свои убеждения и добиваться того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений, касаю­щихся их жизни. Дети имеют право на личную жизнь, тайну корреспонденции и защиту от не­законного посягательства на честь и репутацию.

ВЕДУЩАЯ: Каждый человек имеет не только права, но и обязан­ности перед обществом, в котором живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не ме­шали правам и свободам других людей! Более подробно о правах и обязанностях, об ответственности за свои поступки расскажет уча­стковый уполномоченный... (пред­ставляет гостя).

(Входит Участковый или лицо, его заменяющее. Он отвечает на вопросы, возникшие в ходе беседы у участников мероприятия, при­водя примеры, в том числе из лич­ного опыта работы.)

ВЕДУЩИЙ: Современное об­щество предъявляет человеку вы­сокие требования. И сегодня оно нуждается в активном человеке, знающем свои права и умеющем уважать права других людей, при­нимающем и выполняющем обя­занности. Знать право, уметь ори­ентироваться в нём необходимо каждому. Ведь не секрет, что бы­вают случаи, когда права детей на­рушаются.

ВЕДУЩАЯ: Наша сегодняш­няя викторина позволит нам узнать, кто из вас лучше знает Конвенцию о правах ребёнка.

6СКАЗОЧНАЯ ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА

ВЕДУЩИЙ: На примере ге­роев известных сказок мы попро­буем разъяснить вам статьи Кон­венции о правах ребёнка. Я вам буду описывать ситуации, в кото­рые попал тот или иной сказоч­ный герой, а вы должны будете от­ветить на мои вопросы согласно Конвенции о правах ребёнка.

Вопросы

1. Является ли Маугли, живу­щий в лесу с дикими зверями, ре­бёнком, имеющим равные с про­чими права? (Статья 1 Конвенции ООН о правах ребёнка признает ребёнком каждое человеческое су­щество до достижения им 18 лет, и несмотря на необыкновенные об­стоятельства жизни, он имеет те же права, что и другие дети.)

2. В сказке «Красная Шапоч­ка» Волк съел Красную Шапочку Какое право девочки он нарушил? (Право на жизнь. Статья 6, пункт 1. В государстве каждый ребёнок имеет неотъемлемое пра­во на жизнь.)

3. В каких сказках А.С. Пушки­на герои нарушают право на жизнь? (В «Сказке о мёртвой ца­ревне и о семи богатырях» мачеха даёт Царевне отравленное ябло­ко, в «Сказке о царе Салтане» бояре запечатали в бочку царицу и её сына и бросили в море.)

4. Какое право защищает док­тор Айболит в сказке К.И. Чуков­ского? (Право на получение лече­ния. Статья 6, пункт 2. Государства-участники обес­печивают в максимально воз­можной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.)

О каком праве идёт речь в следующем отрывке из сказки Х.К. Андерсена: «Женщина поце­ловала

(Ведущий задаёт вопросы, а ребя­та отвечают.)

Вопросы

Становится полностью дее­способным, или, иными словами, совершеннолетним и может свои­ми действиями приобретать лю­бые права. (С 18лет.)

Имеет право на жизнь. (С рождения.)

Имеет право иметь имуще­ство, распоряжаться им. (С рож­дения.)

Несёт уголовную ответ­ственность за любые преступле­ния. (С 16 лет.)

Имеет право на получение паспорта. (С 14лет.)

Подлежит уголовной ответ­ственности за некоторые преступ­ления: убийство, разбой, кража, вымогательство и др. (С 14 лет.)

Допускается поступление на работу, а именно на лёгкий труд не более 4 часов в день, с согласия одного из родителей. (С 14лет.)

Несёт ответственность за проступки, связанные с наруше­нием общественного порядка. (С 16 лет.)

Вправе посещать школу. (С 6 лет.)

Имеет право жить и воспи­тываться в семье, знать своих ро­дителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. (С рождения.)

Несёт имущественную от­ветственность за нанесённый ущерб. (С 14 лет.)

Имеет право на имя, отче­ство и фамилию. (С рождения.)

13. Высшей ценностью в РФ является... (Человек, его права и свобода.)

БЛИЦ НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ЗАКОН?

ВЕДУЩАЯ: А теперь, ребята, я расскажу вам одну историю, а вы решите, как должно распорядить­ся правосудие.

Двенадцатилетний Сергей на­ходился дома один. Раздался зво­нок, и мальчик, ожидавший при­хода друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщи­на, которые попросили разреше­ния позвонить по телефону. Сер­гей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завя­зали глаза и рот.

Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направи­лись к выходу. В дверях они столк­нулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, проку­сив ему сухожилие и вену На шум прибежали соседи. Правонаруши­тели были задержаны.

На суде они подали встречный иск в связи с причинением муж­чине тяжких телесных поврежде­ний. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворён встречный иск обвиняемого? (В данной си­туации была совершена кража, и встречный иск удовлетворён не будет.)

(Ребята отвечают.)

КОНКУРС ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЁНКА»

ВЕДУЩИЙ: Дети должны знать свои права и уметь их от­стаивать. Изучение прав челове­ка — это прежде всего воспитание уверенности в себе, терпимости. Ребята, сейчас я вам прочитаю права и обязанности ребёнка, а также его ответственность за про­ступки, а вы подумайте и ответьте, с какого возраста ребёнок их при­обретает.

лепестки, и там, внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился. В самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела де­вочка. Она была маленькая маленькая, всего в дюйм ростом. Её так и прозвали Дюймовочкой». (Статья 7, пункт 1. Ребёнок ре­гистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобре­тение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.)

5. В этой же сказке лягушка ута­щила Дюймовочку к себе в болото. Какое право она нарушила в отно­шении девочки? (Статья 35. Го­сударства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все не­обходимые меры для предотвраще­ния похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в лю­бых целях и в любой форме.)

6. Злая мачеха в сказке с утра до ночи заставляет Золушку трудить­ся. Допустимо ли это Конвенцией? (Статья 32, пункт 1. Государства-участники признают право ребёнка на защиту от экономиче­ской эксплуатации и от выполнения любой работы, которая мо­жет представлять опасность для его здоровья или служит препят­ствием в получении им образова­ния либо наносит ущерб его здоро­вью и физическому, умственному, духовному, моральному и социаль­ному развитию.)

7. Несчастной Золушке мачеха запрещает участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, пункт 1, в которой говорится о праве на отдых и досуг. Государства- участники признают право ре­бёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлека­тельных мероприятиях, соот­ветствующих его возрасту, и свободно участвовать в культур­ной жизни и заниматься искус­ством.)

8. Опекун всемирно известного Гарри Поттера из книг Дж. Ро­улинг перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он на­рушает? (Статью 16. Ни один ре­бёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, тайну корреспонденции.)

РОЛЕВАЯ ИГРА Я ИМЕЮ ПРАВО!

ПРАВОВЕД: «Я имею право!», «Почему вы нарушаете мои пра­ва?» — эти слова, к сожалению, часто использует человек в ситуа­циях, когда сам неправ. Обычно заявление о личных правах яв­ляется оправданием пассивности, лени, стремлением получить что- то, ничего не давая взамен.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас, друзья, перед вами будет разыграна ситуациях, когда сам неправ. Обычно заявление о личных правах яв­ляется оправданием пассивности, лени, стремлением получить что- то, ничего не давая взамен.

ВЕДУЩИЙ: Сейчас, друзья, перед

(На сцену выходят Учительница и Ученик.)

УЧИТЕЛЬНИЦА (Ученику): Скажи, пожалуйста, почему ты не готов к уроку?

УЧЕНИК: Я решил совсем не посещать ваши уроки математи­ки. Они мне не интересны, к тому же я собираюсь после школы по­ступать в гуманитарный вуз.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Но школь­ную программу по математике ты должен изучать.

УЧЕНИК: В таком случае я тре­бую, чтобы меня учил другой. Вы — слишком строги, хотя сами, по мое­му мнению, не очень хорошо знаете предмет, который преподаёте.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Ты ведёшь себя пренебрежительно и очень грубо. Я вынуждена вызвать твоих родителей.

УЧЕНИК: Это не грубость, а моё мнение. Я имею право сво­бодно выражать свои взгляды по любым вопросам, касающимся меня.

(Ученик и Учительница уходят.)

ВЕДУЩАЯ: Что бы вы на ме­сте взрослого ответили этому уче­нику?

(Ребята отвечают.)

ВЕДУЩИЙ: Как вы считаете, прав ли ученик в своих требова­ниях?

(Ребята отвечают.)

ПРАВОВЕД: Конечно, мы сво­бодны в высказывании своих мыслей. Однако закон в данном случае на стороне учительницы. Подумайте, чего нельзя допус­кать, заявляя о своих правах? (Хо­тя Конвенция признаёт за ребён­ком право свободно выражать свои мысли, но это право огра­ничивается в некоторых случаях. В частности, если высказывание собственного мнения наносит ущерб репутации и достоинству другого лица.)

(Ребята отвечают.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: