(Правовед выносит из-за кулис плакат и вешает его на доску. На плакате — 4 основных правовых акта, регламентирующих права ребёнка: А) Всеобщая декларация прав человека, Б) Семейный кодекс РФ, В) Конвенция о правах ребёнка, Г) Конституция РФ.)
ПРАВОВЕД: Посмотрите на доску и назовите правовые акты, в которых находятся статьи, которые я вам сейчас зачитаю.
(Правовед читает фрагменты статей, а ребята определяют, откуда эти статьи.)
Задания
1. «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)
2. «Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, или тайну корреспонденций, или незаконного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребёнка.)
3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом». (Конституция РФ.)
4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации
свои убеждения и добиваться того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений, касающихся их жизни. Дети имеют право на личную жизнь, тайну корреспонденции и защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию.
ВЕДУЩАЯ: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей! Более подробно о правах и обязанностях, об ответственности за свои поступки расскажет участковый уполномоченный... (представляет гостя).
(Входит Участковый или лицо, его заменяющее. Он отвечает на вопросы, возникшие в ходе беседы у участников мероприятия, приводя примеры, в том числе из личного опыта работы.)
ВЕДУЩИЙ: Современное общество предъявляет человеку высокие требования. И сегодня оно нуждается в активном человеке, знающем свои права и умеющем уважать права других людей, принимающем и выполняющем обязанности. Знать право, уметь ориентироваться в нём необходимо каждому. Ведь не секрет, что бывают случаи, когда права детей нарушаются.
ВЕДУЩАЯ: Наша сегодняшняя викторина позволит нам узнать, кто из вас лучше знает Конвенцию о правах ребёнка.
6СКАЗОЧНАЯ ПРАВОВАЯ ВИКТОРИНА
ВЕДУЩИЙ: На примере героев известных сказок мы попробуем разъяснить вам статьи Конвенции о правах ребёнка. Я вам буду описывать ситуации, в которые попал тот или иной сказочный герой, а вы должны будете ответить на мои вопросы согласно Конвенции о правах ребёнка.
Вопросы
1. Является ли Маугли, живущий в лесу с дикими зверями, ребёнком, имеющим равные с прочими права? (Статья 1 Конвенции ООН о правах ребёнка признает ребёнком каждое человеческое существо до достижения им 18 лет, и несмотря на необыкновенные обстоятельства жизни, он имеет те же права, что и другие дети.)
2. В сказке «Красная Шапочка» Волк съел Красную Шапочку Какое право девочки он нарушил? (Право на жизнь. Статья 6, пункт 1. В государстве каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.)
3. В каких сказках А.С. Пушкина герои нарушают право на жизнь? (В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мачеха даёт Царевне отравленное яблоко, в «Сказке о царе Салтане» бояре запечатали в бочку царицу и её сына и бросили в море.)
4. Какое право защищает доктор Айболит в сказке К.И. Чуковского? (Право на получение лечения. Статья 6, пункт 2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.)
О каком праве идёт речь в следующем отрывке из сказки Х.К. Андерсена: «Женщина поцеловала
(Ведущий задаёт вопросы, а ребята отвечают.)
Вопросы
Становится полностью дееспособным, или, иными словами, совершеннолетним и может своими действиями приобретать любые права. (С 18лет.)
Имеет право на жизнь. (С рождения.)
Имеет право иметь имущество, распоряжаться им. (С рождения.)
Несёт уголовную ответственность за любые преступления. (С 16 лет.)
Имеет право на получение паспорта. (С 14лет.)
Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления: убийство, разбой, кража, вымогательство и др. (С 14 лет.)
Допускается поступление на работу, а именно на лёгкий труд не более 4 часов в день, с согласия одного из родителей. (С 14лет.)
Несёт ответственность за проступки, связанные с нарушением общественного порядка. (С 16 лет.)
Вправе посещать школу. (С 6 лет.)
Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. (С рождения.)
Несёт имущественную ответственность за нанесённый ущерб. (С 14 лет.)
Имеет право на имя, отчество и фамилию. (С рождения.)
13. Высшей ценностью в РФ является... (Человек, его права и свобода.)
БЛИЦ НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ЗАКОН?
ВЕДУЩАЯ: А теперь, ребята, я расскажу вам одну историю, а вы решите, как должно распорядиться правосудие.
Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший прихода друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот.
Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену На шум прибежали соседи. Правонарушители были задержаны.
На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворён встречный иск обвиняемого? (В данной ситуации была совершена кража, и встречный иск удовлетворён не будет.)
(Ребята отвечают.)
КОНКУРС ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЁНКА»
ВЕДУЩИЙ: Дети должны знать свои права и уметь их отстаивать. Изучение прав человека — это прежде всего воспитание уверенности в себе, терпимости. Ребята, сейчас я вам прочитаю права и обязанности ребёнка, а также его ответственность за проступки, а вы подумайте и ответьте, с какого возраста ребёнок их приобретает.
лепестки, и там, внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился. В самой чашечке на зелёном пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая маленькая, всего в дюйм ростом. Её так и прозвали Дюймовочкой». (Статья 7, пункт 1. Ребёнок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.)
5. В этой же сказке лягушка утащила Дюймовочку к себе в болото. Какое право она нарушила в отношении девочки? (Статья 35. Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.)
6. Злая мачеха в сказке с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Допустимо ли это Конвенцией? (Статья 32, пункт 1. Государства-участники признают право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служит препятствием в получении им образования либо наносит ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.)
7. Несчастной Золушке мачеха запрещает участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, пункт 1, в которой говорится о праве на отдых и досуг. Государства- участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
8. Опекун всемирно известного Гарри Поттера из книг Дж. Роулинг перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, тайну корреспонденции.)
РОЛЕВАЯ ИГРА Я ИМЕЮ ПРАВО!
ПРАВОВЕД: «Я имею право!», «Почему вы нарушаете мои права?» — эти слова, к сожалению, часто использует человек в ситуациях, когда сам неправ. Обычно заявление о личных правах является оправданием пассивности, лени, стремлением получить что- то, ничего не давая взамен.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас, друзья, перед вами будет разыграна ситуациях, когда сам неправ. Обычно заявление о личных правах является оправданием пассивности, лени, стремлением получить что- то, ничего не давая взамен.
ВЕДУЩИЙ: Сейчас, друзья, перед
(На сцену выходят Учительница и Ученик.)
УЧИТЕЛЬНИЦА (Ученику): Скажи, пожалуйста, почему ты не готов к уроку?
УЧЕНИК: Я решил совсем не посещать ваши уроки математики. Они мне не интересны, к тому же я собираюсь после школы поступать в гуманитарный вуз.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Но школьную программу по математике ты должен изучать.
УЧЕНИК: В таком случае я требую, чтобы меня учил другой. Вы — слишком строги, хотя сами, по моему мнению, не очень хорошо знаете предмет, который преподаёте.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Ты ведёшь себя пренебрежительно и очень грубо. Я вынуждена вызвать твоих родителей.
УЧЕНИК: Это не грубость, а моё мнение. Я имею право свободно выражать свои взгляды по любым вопросам, касающимся меня.
(Ученик и Учительница уходят.)
ВЕДУЩАЯ: Что бы вы на месте взрослого ответили этому ученику?
(Ребята отвечают.)
ВЕДУЩИЙ: Как вы считаете, прав ли ученик в своих требованиях?
(Ребята отвечают.)
ПРАВОВЕД: Конечно, мы свободны в высказывании своих мыслей. Однако закон в данном случае на стороне учительницы. Подумайте, чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Хотя Конвенция признаёт за ребёнком право свободно выражать свои мысли, но это право ограничивается в некоторых случаях. В частности, если высказывание собственного мнения наносит ущерб репутации и достоинству другого лица.)
(Ребята отвечают.)