Государственная защита от безработицы

Социальные гарантии - это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН “Об экономических, социальных и культурных правах” 1966г. (Международное право в документах. М., 1982. С. 308-317) предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст.2). В ст.11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

Закон РК “О занятости населения” предусматривает следующие виды социальной защиты таким гражданам:

· содействие в трудоустройстве;

· профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;

· оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

· оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями.

Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и частное агенство занятости за содействием в трудоустройстве.

Безработные граждане, предпринимающие поиск работы, регистрируются по месту жительства в уполномоченном органе.

Безработные граждане, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.

Уполномоченным органом ведется региональная база данных граждан, обратившихся в поисках работы, и безработных.

Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях:

· письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;

· неявки бз уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;

· неявки без уважительных причин в течение двух рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;

· самовольного, без уважительной причины прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;

· нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа;

· осуждение безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;

· назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При этом безработные обязаны:

· соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов;

· обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом;

· своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая:

1. перемену места жительства;

2. трудоустройство на постоянную работу, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера;

3. занятие предпринимательской деятельностью;

4. учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационо-правовой формы и формы собственности;

5. установление или изменение группы инвалидности;

6. назначение пенсии и получение иных доходов.

В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Уполномоченный орган по вопросам занятости предоставляет безработному подходящую работу.

Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом.

Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований законодательства о труде.

Организация оплачиваемых общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные, не требующие, как правило, специальной профессиональной подготовки виды временной трудовой деятельности незанятого населения.

Общественные работы принято подразделять на следующие виды: благоустройство территории населенного пункта; оказание помощи строительным организациям по ремоту и выполнению работ на объектах социального и культурного назначения, домов-интернатов; помощь селу в сезонные периоды работ; работа на овощных базах; работа в сферах материального производства и социального обеспечения; работа, связанная с улучшением экологической обстановки населенных пунктов; ремонт и строительство дорог; доставка писем, телеграмм и другой корреспонденции; разгрузочно-погрузочные работы; проектно-художественные и реставрационные работы и другие. В зависимости от потребностей местные органы управления могут дополнять перечень видов общественных работ.

Учитывая особенности рынка труда и уровень занятости населения, местные исполнительные органы принимают решение об организации общественных работ преимущественно на подведомственных предприятиях (учреждениях, организациях).

Рынок труда -сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Рабочая сила -экономически активное население в трудоспособном возрасте.

Привлечение иностранной рабочей силы. Хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности, принадлежности и места регистрации, привлекают иностранную рабочую силу только по лицензиям, выдаваемым центральным исполнительным органом в пределах установленной квоты. Квоты на привлечение иностранных граждан, нанимаемых работодателями за пределами Республики Казахстан, для работы на территории республики в целом и по группам профессий, устанавливает Правительство Республики Казахстан.

Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами в организациях и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов и средств работодателей по их заявкам.

Участие граждан в общественных работах осуществляются в порядке очередности согласно дате регистрации. Право в приоритетном порядке участвовать в общественных работах имеют безработные, входящие в целевые группы.

Безработные, самовольно, без уважтельной причины прекратившие участие в общественных работах, повторно могут направляться только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации в уполномоченном органе.

Общественные работы организуются путем создания временных рабочих мест и имеют следующие особенности:

· предназначены специально для безработных;

· количество рабочих мест практически не ограничено, работы носят временный характер и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;

· возможность организовать работы на условиях неполного рабочего дня и по гибкому графику;

· обладают экономической, социальной и экологической полезностью для региона;

· предоставляют возможность временного трудоустройства лицам, не имеющим специального образования.

По решению местных исполнительных органов:

· определяются спрос и предложение на общественные работы;

· утверждаются перечень организаций в регионах, виды, объемы и конкретные условия общественных работ, размеры оплаты труда участников и источники их финансирования.

К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок организации и финансирования общественных работ определяется Правительством Республики Казахстан.

На лиц, участвующих в оплачиваемых общественных работах, распространяются законодательные акты о труде, пенсионном обеспечении и страховании.

Настоящим Законом не регулируются правоотншения по привлечению к общественным работам, предусмотренным уголовным законодательством.

Возможно направление безработного на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в случае, если ему невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации.

Безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные, входящие в целевые группы.

Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение только по истечении года со дня повторной регистрации в уполномоченном органе.

Законодательством установлены основания прекращения оказания социальной защиты безработным. Так, социальная защита безработным прекращается с одновременным лишением статуса безработного. Это возможно в случаях:

· письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;

· неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;

· неявки без уважительных причин в течение двух рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;

· самовольного, без уважительной причины прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;

· нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа,;

· осуждение безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;

· назначение пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Законодательством предусматривается механизм обеспечения занятости населения. Это прежде всего осуществление государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства о занятости и трудоустройстве граждан, нуждающихся в социальной защите. Задачи контроля в этом случае состоят в обеспечении всеми предпринимателями независимо от вида собственности и организационно-правовой формы хозяйствования, а также гражданами соблюдения требований Закона РК от “О занятости” и других вытекающих из него нормативных правовых актов. Государственный контроль за соблюдением законодательства о занятости населения Республики Казахстан осуществляется центральными исполнительными и региональными уполномоченными органами по труду населения, инспекциями центрального и уполномоченных органов по вопросам занятости населения, местными исполнительными органами. Общественный контроль осуществляют профессиональные союзы.

Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства о занятости населения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В зависимости от степени вины и причиненного ущерба может наступить ответственность дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Так, уклонение руководителей предприятий от создания установленного местными исполнительными органами колличества специальных рабочих мест (квоты) для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также отказ в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, влекут административную ответственность в виде штрафа. Теже действия, совершенные должностным лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанные нарушения, влекут штраф в повышенном размере (ст.41-1 Кодекса об административных правонарушениях).

Дела об административных правонарушениях в сфере занятости населения (ст.41-1 Кодекса), рассматривают инспекции центрального исполнительного органа и региональных уполномоченных органов по труду. Инспекторам труда предоставлено право налагать на виновных установленные законодательством административные взыскания (ст.224-1 Кодекса об административных правонарушениях).

Новые понятия:

безработные - граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, заработка (дохода), ищущие подходящую работу и готовые приступить к ней;

длительная безработица - безработица длительностью 12 и более месяцев;

малообеспеченые - лица трудоспособного возраста, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право на адресную социальную помощь;

продуктивная занятость - занятость, обеспечивающая устойчивый экономический рост и социальный эффект;

рантье - лицо, основным источником дохода которого являются проценты от предоставленных в ссуду денег или от приобретаемых ценных бумаг;

самостоятельно занятые - трудоспособные граждане, обеспечивающие себя работой, приносящей им доход;

квотирование рабочих мест (квота) - определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии, в процентах к среднесписочной численности работников.

Тесты для самоконтроля.

1. К какой ответственности могут быть привлечены физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства о занятости населения:

a) административной;

b) уголовной;

c) материальной;

d) административной, уголовной, материальной, дисциплинарной.

2. Назовите виды социальной защиты:

a) содействие безработным в трудоустройстве, предоставление дополнительных отпусков;

b) оказание материальной помощи, предоставление жилья;

c) оплата труда безработных, занятых на общественных работах. Предоставление путевки в санаторий;

d) оказание материальной помощи, содействие безработным в трудоустройстве, оплата труда безработных, занятых на общественных работах.

3. Решите задачу.

В городском центре гражданину Сарсенову А.Б., обративщемуся за помощью в трудоустройстве, отказом в предоставлении информации о наличии вакантных мест и предложили отработать месяц на общественных работах, предупредив, что, в случае отказа от участия в общественных работах, ему не будут оказываться услуги центром занятости.

a) правильно ли поступили работники центра занятости?

b) имеют ли право грраждане, обратившиеся в центр занятости, на получение соответствующей информации?

c) обязан ли гражданин, не имеющий подходящей работы, выполнить требование центра занятости об участии в общественных работах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: