double arrow

Вопрос 2

Невербальная коммуникация: сущность, основные формы и способы (кинесика, телодвижения, окулистика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика).

Исследования процесса коммуникации показы­вают, что речевое (вербальное) общение является основным ви­дом человеческой коммуникации, но оно сопровождается раз­личного рода несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст. Эффективность любых коммуника­ционных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова или другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визу­альную информацию, которая передается мимикой, жестами, те­лодвижениями, темпом и тембром речи. Хотя язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческо­го общения, все же это не единственное средство коммуникации. Установлено, что с помощью языка люди передают не более 40% Информации своим собеседникам. Остальная информация пе­редается с помощью несловесных средств, которые получили на­звание невербальных.

Дело в том, что средствами вербальной коммуникации мож­но передать только фактические знания, но их оказывается недо­статочно для передачи чувств человека. Различного рода чувства, переживания и настроения, не поддающиеся словесному выра­жению, передаются средствами невербального общения. Сферу невербальной коммуникации составляют все неязыковые сигна­лы, посылаемые человеком и имеющие коммуникативную цен­ность. Эти средства объединяют большой круг явлений, включающий не только мимику, жесты, позы тела, тембр голоса, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и т.д.

Под невербальной коммуникацией в науке понимается сово­купность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения.

Невербальные способы передачи информации появились в жизни людей раньше, чем вербальные.

Невербальная коммуникация является самой древней фор­мой общения людей. Исторически невербальные средства ком­муникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчи­выми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и по­этому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно пере­давать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами. В основе невербальной коммуникации лежат два источника — биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.

Выделяют три типа невербальных средств:

- поведенческие знаки, обусловленные физиологическими реак­циями: побледнение или покраснение, а также потоотделение. от волнения, дрожь от холода или страха и др.;

- ненамеренные знаки, употребление которых связано с привыч­ками человека (их иногда называют самоадапторами): почесы­вание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;

- собственно коммуникативные знаки — сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.

Когда говорят о невербальной коммуникации, то, прежде всего, подразумевают дополнительную информацию о человеке, ко­торую дают его внешний вид и выразительные движения. Жесты, мимика, позы, одежда, прическа, окружающие предметы, при­вычные действия — все они представляют собой определенный вид сообщений. «Прочтение» этих элементов поведения собесед­ника способствует достижению более высокой степени взаимо­понимания. Внимательное отношение к информационным источникам такого рода в ходе любого коммуникационного акта позволяет получить сведения о морально-личностном потенциа­ле партнера, его внутреннем мире, настроении, чувствах и пере­живаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.

По своей сути невербальная коммуникация представляет со­бой обмен невербальными сообщениями между людьми в про­цессе их общения, а также их понимание и интерпретацию, кото­рая возможна потому, что за всеми невербальными проявления­ми человеческого поведения закреплено определенное значение, понятное окружающим.

Специфические формы и способы невербальных средств общения позволяют сделать вывод о существенных отличиях вер­бального и невербального типов коммуникации.

· Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить ин­формацию об отсутствующих предметах или происшедших в дру­гих местах событиях, что можно сделать с помощью вербального сообщения.

· Невербальные сообщения синтетичны по своей структуре, их с трудом можно разложить на отдельные составля­ющие. В отличие от них вербальные элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) всегда четко отделены друг от друга.

· невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны по своей природе: невербальное поведение практи­чески не поддается сознательному контролю.

Поэтому в реальной практике коммуникации очень часто возникают ошибки в интер­претации каких-либо невербальных действий.

Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмо­ции. Эта цель является общей для всех культур, но в разных куль­турах «слова» невербального языка имеют разное значение, им придается различный смысл. Так, покачивание головой из сторо­ны в сторону для русского человека означает «нет», в то время как для болгарина это значит «да».

Несмотря на двойственный характер невербальные знаки включают в себя довольно большой объем разносторонней ин­формации о личностных качествах партнеров по коммуникации (их темпераменту, эмоциональном состоянии, социальном ста­тусе, коммуникативной компетенции и т.д.), об отношениях уча­стников коммуникации друг к другу (желаемом уровне общения, типе отношений, динамике взаимоотношений), об отношении к ситуации общения (желание продолжать общение, стремление выйти из коммуникации).

Глубокое и обстоятельное рассмотрение невербальной ком­муникации достигается через раскрытие ее основных форм и способов, к которым относятся:

Формы и способы невербальной коммуникации:

- кинесика — совокупность жестов, поз, телодвижений;

- такесика — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопыва­ния и другие прикосновения к телу партнера по коммуникации;

- сенсорика — совокупность чувственных восприятий, основыва­ющихся на информации от органов чувств;

- проксемика — способы использования пространства в процессе коммуникации;

- хронемика — способы использования времени в процессе ком­муникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: