Кабинет министров

Так в Японии называется правительство. В его состав входит премьер-министр, 12 министров, возглавля­ющих соответствующие министерства и 8 государственных ми­нистров (министров без портфеля, являющихся главным обра­зом советниками премьер-министра, им могут поручаться и другие функции). По конституции не менее 50% министров должны быть членами парламента. Фактически в состав кабине�

�та очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами.

Правительство формируется парламентом. Вначале из своих членов палаты избирают премьер-министра. В случае разногласий между палатами по кандидатуре премьер-министра, или если палата советников в течение 10 дней не приняла решение о выдвижении, решение нижней палаты считается решением парламента. Избранный кан­дидат назначается императором на должность премьер-минист­ра, по его указанию император назначает других министров. Министры несут коллективную ответственность. Поэтому в случае отставки пре­мьер-министра или вакансии поста премьер-министра они долж­ны уйти в отставку. В случае выражения правительству вотума недоверия или принятия резолюции порицания, премьер-министр принимает решение об отставке правительства или в течение 10 дней распускает палату представителей.

Кабинет, в соответствии с Конституцией, осуществляет испол­нительную власть. Наряду с другими общими функциями управ­ления кабинет наделен полномочиями по исполнению законов и ведению государственных дел, руководству внешней полити­кой, заключению международных договоров, руководству гражданской службой, составлением бюджета и внесением его на рассмотрение парламента, изданию правительственных ука­зов.

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: проце­дура заседаний и принятие решений не регулируются писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются каби­нетом путем единогласия, а не голосованием.

Премьер-министр как глава кабинета и в силу права назначать и смещать министров имеет возможность поддерживать единст­во в кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени кабинета в парламент. Он также регулирует разно­гласия между членами кабинета.

Во главе каждого министерства стоит министр и два замести­теля — парламентский (является членом парламента и уходит в отставку вместе с министром) и административный.

Японские министры, как правило, не являются специалистами и потому целиком зависят от компетентности своих подчинен­ных. В соответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к закону о кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или других ведомств, что делает ротацию минист­ров более естественной и менее болезненной для конкретного министра. Реальным руководителем аппарата министерства яв­ляется административный заместитель министра — професси­ональный чиновник со специальным образованием. Министр — прежде всего представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интере­сами, тесно связан с одной из парламентских фракций и вынуж­ден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов.. Деятельность министра может быть подвергнута проверке только со стороны пре­мьер-министра, но такое вмешательство — отступление от об­щепринятых норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: