Глава 4. Высшие органы государства

Япония по форме правления — парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.

Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является "высшим органом государственной власти и единственным за­конодательным органом государства". Состоит из двух палат;

по требованию правительства нижняя палата парламента — па­лата представителей может быть распущена досрочно. Каждая палата может самостоятельно избирать председателя и долж­ностных лиц, устанавливать свои правила заседаний, процедуры и внутренней дисциплины (ст. 58). На весь срок полномочий палаты избираются председатель, вице-председатель, председатели комитетов, и генеральный секретарь палаты. Все они, кроме генерального секретаря, избираются из числа депутатов парламента. По традиции заместители председателя палаты получают свой пост из числа депутатов от оппозиционных партий.

В каждой из палат формируются два вида комиссий – постоянные и специальные. Постоянные комиссии формируются в количестве, необходимом для нормального функционирования парламента, причем некоторые из них могут быть и не связаны непосредственно с минестерствами. Специальные комите­ты имеют право вносить собственные законопроекты по воп­росам своей компетенции, контролировать "свои" министерст­ва. Каждый депутат должен быть членом не менее 1-2 комиссий. Председатели избираются самими членами из депута­тов партии, имеющей наибольшее представительство.

В настоящее время в Японии парламентские комиссии являются основным местом под­готовки и рассмотрения подавляющего большинства законопро­ектов. Это вызвано тем, что необходимо всесторонне и детально об­судить все положения законопроектов. Силами одних депутатов это сделать весьма затруднительно, а не депутатам (представи­телям предпринимателей, профсоюзов, академических кругов, других заинтересованных сторон) регламенты запрещают нахо­диться в зале заседаний палат. Также, обсужде­ние требует значительного времени, а заседания палат связаны рамками повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий ничего подобного не требуется. Наоборот, особенностью их деятельности является теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной власти. Очень часто состав постоянных комиссий комплектуется из депутатов, имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых соответствует профилю данной комиссии. Представительства центральной ад­министрации наряду со специалистами и представителями об­щественности приглашаются на заседания соответствующих ко­миссий, на которых в большинстве случаев рассматриваются законопроекты.

Существуют два вида заседаний: рабочие и общие. На первых рассматриваются наиболее важные вопросы, на вторых – вопросы более мелкого значения.

Заседания палат являются открытыми. Они протоколируются;

протоколы должны публиковаться и распространяться для всеоб­щего ознакомления; по требованию не менее 1/5 присутствую­щих депутатов голосование каждого члена по любому вопросу должно отмечаться в протоколе. Закрытые заседания проводятся после принятия резолюции, за которую проголосовало не менее 2/3 голосов присутствующих депутатов. Комиссии также прово­дят открытые заседания с допуском представителей средств массовой информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета и законопроектов, касающихся налогов.

Решения обычно принимаются простым большинством голо­сов присутствующих депутатов. Интересным положением является то, что депутаты обладают депутатской неприкосновенностью только на период сессии. Арестованные до открытия сессии по требова­нию соответствующей палаты должны освобождаться из заклю­чения на время сессии (ст. 50 конституции). Каждый депутат имеет право нанимать двух помощников, ему предоставляется специально оборудованный рабочий кабинет, для обслуживания депутатских групп созданы исследовательские и справочные службы.

Главной функцией японского парламента является принятие законов и государственного бюджета. Законы принимаются ре­шением обеих палат. В Японии, как и в Великобритании, в зако­нодательном процессе нижняя палата имеет больший вес. Это подтверждается положениями конституции и закона о парламен­те. Если палата советников отклоняет законопроект, принятый нижней палатой, он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 голосов присутствующих членов палаты представителей. В подобной ситуации палата представителей может также потребовать созыва совместного заседания палат (в силу большей численности нижней палаты решение зачастую может быть вынесено в ее пользу), или создания согласительного комитета (ст. 59 конституции) Согла­сительный комитет состоит из 20 человек, от каждой палаты избирается по 10 депутатов. Кворум для принятия решения не менее 2/3 состава комитета. Разработанный комитетом комп­ромиссный текст законопроекта передается на рассмотрение палат. Если комитет не в состоянии выработать компромиссный вариант, или этот вариант не утверждается обеими палатами, действует решение, принятое палатой представителей.

Если палата советников не проголосовала по законопроекту в течение 60 дней после получения его от палаты представи­телей, законопроект считается отвергнутым палатой. В этом случае решение может быть принято одной палатой представи­телей в соответствии со ст. 59 Конституции.

Для оказания помощи депутатам при подготовке законопроек­тов, а также для контроля за правительственными законопроек­тами, при каждой палате созданы законодательные бюро. Ос­новная проработка идей правительственных законопроектов осу­ществляется, как правило, на уровне департаментов соответ­ствующих министерств. Разработанные ими документы направ­ляются через руководство министерства в канцелярию пре­мьер-министра для общей оценки и внесения необходимых из­менений. И только после этого они попадают в парламент, где с ними работают в законодательном бюро и соответствующих комиссиях, как отмечалось выше. Например, разработкой внешнеполитических правительственных законопроектов занима­ется в основном министерство иностранных дел (с обязательным участием министерства финансов и министерства внешней тор­говли и промышленности). В законодательном бюро каждой из палат проработкой вопросов по этой тематике занимаются три отдела. Кроме того, председатель палаты, в которую направлен законопроект, передает его на рассмотрение соответствующей комиссии. Здесь сначала заслушивают авторов проекта, затем выступают с вопросами депутаты от различных партий. В случае необходимости на заседание комиссии приглашаются ученые, эксперты по данной проблеме. В зависимости от ситуации для изучения отдельных вопросов, связанных с законопроектом, могут создаваться подкомиссии. Затем происходит обсуждение документа членами комиссии. В случае принятия последней по­ложительного решения законопроект выносится на обсуждение в палату.

Законодательная инициатива в отношении бюджета и финан­совых законопроектов осуществляется только в нижней палате. Обсуждение законопроекта бюджета проходит при участии пре­мьер-министра и всех членов кабинета (чтобы они могли тут же давать необходимые разъяснения и отвечать на вопросы депута­тов), В дискуссии принимают участие представители обществен­ности. Если верхняя палата примет по бюджету решение, отличное от решения палаты представителей, или не будет достигнуто соглашение в ходе совместного заседания палат, или она в течение 30 дней после получения бюджета от палаты представителей не примет по нему решения, то позиция палаты представителей становится постановлением парламента.

Все принятые законопроекты подписываются министром, к ве­дению которого они относятся и контрассигнуются пре­мьер-министром. После этого они направляются императору для промульгации "от имени народа". Закон должен быть опубликован в течение 30 дней и через 20 дней после опублико­вания вступает в силу.

Одним из важнейших внешнеполитических полномочий пар­ламента является утверждение международных договоров, за­ключенных правительством. При этом, в соответствии с консти­туцией, применяется процедура, предусмотренная для утверж­дения бюджета.

Обе палаты вправе производить парламентские расследова­ния. Кроме того, специальные комиссии палаты имеют право заслушивать на своих заседаниях соответствующих министров. В начале каждой сессии премьер-министр выступает в парла­менте с речью, в которой излагается общая политика правитель­ства. Затем с речами выступают министр иностранных дел и ми­нистр финансов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: