Социология МК - социол. дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития средств массовых коммуникаций, а также их соц. обусловленность и последствия их деятельности

Прежде всего, коммуникации различаются в зависимости от социально-структурного уровня их действия: межличностная, групповая, массовая.

1) общение межличностное, охватывающее двух или несколько больше участников; 2) общение групповое — в малых (семья, компания друзей или департамент организации) и крупных группах (корпорация, клубная публика и т.п.); 3) общение массовое — среди больших и рассредоточенных множеств людей в очень разных масштабах: от территориальной общины до человечества.

Необходимо учитывать и характер контакта — непосредственный и опосредованный. В современном мире такие варианты возможны для всех видов коммуникаций (по телефону, через Интернет и т.п.). Классического разделения на устную и письменную коммуникацию сегодня уже недостаточно.

Коммуникации, принадлежащие к разным структурным уровням, различаются и с точки зрения адресности: среди них могут быть направленные (например, приказ по организации, адресованный конкретным исполнителям) и рассеянные (стенгазета в той же организации).

Универсально разделение коммуникаций (моделей коммуникаций) по типу движения информации:

1) от центра к множеству получателей одновременно (лекция, проповедь, радиовещание);

2) от каждого — к каждому, сетевое, без опосредующего центра (личная переписка во всех формах, включая e-mail);

3) с поиском в центре хранения информации (база данных, библиотека) в соответствии с нуждами пользователя, клиента;

4) в центр от множества периферийных участников, в том числе без их ведома (автоматическая запись телефонных звонков, электронная система сигнализации, счетчики для измерения аудитории, установленные в домах). Здесь главное — кому принадлежит контроль (т.е. отбор, фильтрация, коррекция содержания) над информацией: центру или индивиду.

По составу участвующих в коммуникации субъектов (коммуникантов) можно выделить следующие виды:

1) от одного ко многим (такова, например, рассылка писем в Интернете или отправка свадебных приглашений по почте);

2) от многих ко многим (чат в Сети или «стена В. Цоя» на Арбате, «Живой журнал» в Рунете);

3) от одного — к одному (самые разнообразные межличностные контакты, в том числе в электронном виде);

4) от многих — к одному (поисковые системы в Интернете). Данная классификация особенно актуальна для исследований Интернета, где важно учесть роль пользователя в разных видах коммуникации.

Коммуникации могут быть институциализированными (учреждения, организации или их подразделения, в чьи функции входит производство и/или распространение информации) и неинституциализированными, где информационная деятельность не специализирована, вплетена в другие виды активности (таково межличностное общение).

Дифференцируются коммуникации по степени открытости: публичные (открытые) и закрытые (секретные, ограниченные).

Весьма существен учет распределения ролей между участниками коммуникации. Оно может быть неполяризованным (дружеская беседа) и поляризованным (такова ситуация в СМИ, где на одном полюсе — профессиональные работники, вспомним девиз НТВ: «Новости — наша профессия», а на другом — непрофессиональные по отношению к производству информации читатели, слушатели, зрители). При этом степень поляризации может по инициативе одного из полюсов (профессионального) варьироваться в широких пределах — от жесткой, и тогда мы имеем дело с односторонней коммуникацией, — до умеренной, и тогда мы имеем дело с коммуникацией частично двусторонней.

По распределению позиций можно выделить коммуникации с вертикальной направленностью (или вертикальные), которые представляют собой процесс воздействия одного индивидуального или коллективного субъекта на другого как на объект и поэтому часто называются субъект-объектными (приказы, указы). Другие же предполагают горизонтальную направленность, равенство отношений и могут быть названы субъект-субъектными (чат).

Коммуникации могут быть с наличием или отсутствием обратной связи, которая представляет собой возможность для тех, кто организует, инициирует коммуникацию, получать информацию о реакции реципиента (-тов). Различают синхронную, т.е. в момент коммуникации, обратную связь (она наиболее полно представлена в межличностной коммуникации) и несинхронную (имеющую место в случаях, когда требуются специальные усилия для выявления реакции реципиентов — опросы, тесты и т.п., вне самого акта/актов коммуникации).

По характеру используемых знаковых средств и форм можно выделить коммуникации устные и письменные, вербальные и визуальные; посредством естественного или искусственного языка и т.д.

Классификация коммуникаций может учитывать содержание информации и достигаемые на этой основе цели. Соответственно, коммуникации могут быть специализированными, если идет обмен/распространение содержания, имеющего ограниченные по определенным критериям предмет и адресат. В некоторой степени специализация свойственна и каналам массовой информации (например, отраслевой журнал «Сахарное свекловодство»), и групповой (анализ результатов проведенного эксперимента в научной лаборатории), и межличностной коммуникации (консилиум нескольких специалистов у постели больного). Различные по социально-структурному уровню, они могут быть и неспециализированными, универсальными по предмету. Таковы дружеское общение (межличностная коммуникация), клубная компания или универсальные (mainstream) СМИ.

С точки зрения преобладающих целей можно разделить коммуникации на оповещающие, управленческие, консультирующие, просветительские, развлекательные и т.п.

У разных коммуникаций может быть содержание, различающееся с точки зрения соотношения с действительностью: отражение документальное или художественное, в аналитических или событийных формах.

Можно говорить и о видах коммуникаций, включенных в разные сферы общественных отношений. Таковы, к примеру, коммуникации политические, культурные, в том числе образовательные; производственные (деловые); в этом ряду, скорее всего, окажутся и религиозные (устные — проповеди, печатные — епархиальные вестники и др.).

4) Квазимедиативная коммуникация. Понятие публичного пространства. Д.Томпсон выделяет три вида коммуникационного взаимодействия: 1) лицом-к-лицу (аналогично непосредственному общению); 2) медиативное взаимодействие (общение посредством технических средств – письма, телефона и т.п.); 3) квазимедиативное взаимодействие (коммуникация посредством, книг, кино масс-медиа, или средств массовой информации, и т.п.).

Квазимедиативное взаимодействие в принципе сходно с медиативным, однако отличается от него и от взаимодействия лицом-к-лицу тем, что направлено на неопределенный ряд потенциальных субъектов, и, соответственно, по характеру – монологично.

Одной из разновидностей квазимедиативного взаимодействия является массовая коммуникация. Относясь с определенной долей скептицизма социолога к определению «массовый» в понятии «массовая коммуникация», Д.Томпсон в то же время видит в ней вполне определенное явление с типологическими характеристиками. «Массовой» коммуникация становится, когда встраивается в массовое производство, предлагая на общественном рынке свой символический товар в виде культурной продукции (включая сообщения СМИ, эфирное время и т.п.). А это возможно только при наличии технических средств передачи информации – при наличии медиа. На этой же основе «массовая» коммуникация институционализирует разделение двух контекстов – производство и потребление информации. То есть инициирует дистанцирование субъектов коммуникации. С позиции общения лицом-к-лицу это, конечно же, недостаток. Однако, благодаря именно такой безличности аудитории, благодаря тому, что она масштабна, высвобождена от контекста производства информации, массовая коммуникация осуществляет свою основную общественную функцию – циркуляцию символических (культурных) форм в публичной сфере.

Еще один из первых исследователей массовых сообществ Г. Тард подчеркивал, что публику от толпы отличает общение через коммуникации на расстоянии. Публика — продукт коммуникаций, ее границы зависят от контура этих коммуникаций. Публика — это множество людей, имеющих общий и не случайный фокус внимания, она более однородна по идейно-интеллектуальному уровню, чем население в целом, способна на определенные взаимодействия, формирует сегодня ту сферу, которую принято называть публичной, а вместе с тем формируется и сама. Когда мы говорим о формирования публики (public-making), речь идет об активном субъекте общественных отношений, о массе людей, включенных в обмен информацией, фокусирующихся на определенных проблемах, тяготеющих к участию в социальном контроле. Г. Лассуэлл. Вхождение во внимающую агрегацию (каковой считается аудитория) требует всего лишь способности разделять смыслы, т.е. более или менее одинаково понимать слова, имея соответствующий опыт и владея языком. Но входить в состав публики — это значит уже иметь отношение к публичным действиям. Известный американский исследователь Дж. Гербнер (G. Gerbner) считает революционной для современного общества способность СМИ создавать публику, обозначая проблемы, обеспечивая общий язык их обсуждения, и тем самым распределять внимание и власть.

5) Уровни социологического обобщения в журналистской деятельности.

Социология занимается отнюдь не всеми социальными сущностями и явлениями, у нее есть свой фокус: это изучение социальной жизни через ее субъектов — личность и социальные общности и через взаимоотношения между ними. Она изучает эти объекты в развитии и «на основе широкого использования эмпирических данных».

Общая теоретическая социология. Теории среднего уровня. Эмпирика.

6) Метод общетеоретической социологии и журналистская деятельность.

Общетеоретическая социология - изучает глубинные (сущностные) моменты развития общества, исторического процесса. На общетеоретическом уровне формируются общесоциологические теории производственной, общественной деятельности человека, выявляется роль труда в развитии общества.

Раздел общетеоретической социологии - теории общественных отношений, раскрывающие природу и содержание отношений между социальными субъектами. Выявляются и характеризуются:

• сущность общественных отношений;

• специфическая роль общественных отношений и механизм взаимодействия;

• общественные отношения в зависимости от их субъектов (социально-классовые, национальные, между обществом и личностью).

На этом уровне исследуется взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (экономика - политика, право и др.). Каждое социальное явление рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов (указанные выше общественные отношения и сферы жизни, а также объективные законы развития общества).

Общая теоретическая социология создает необходимый фундамент для социологического изучения СМИ как особого социального института, регулирующего обмен информацией в обществе. Социология СМИ использует представление об обществе как системе социальных связей, о его субъектах, структуре, видах социальных процессов. Здесь действует представление о личности как индивидуальном уровне общественного бытия, о способах ее связи с обществом.

Теоретические исследования дают основания для оценки того, что происходит в действительности и выявляется в ходе эмпирических исследований.

Поэтому на теоретическом уровне социология не только обобщает практику, результаты деятельности СМИ, но и обосновывает представления о том, какими должны быть функции, чтобы соответствовать природе общества, общностей и коммуникаций, потребностям людей на том или ином этапе общественного развития, т.е. здесь интегрируются представления и о должном (идеальном), и о сущем (реальном).

7) Метод теорий среднего уровня в журналистской деятельности.

Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преимуществ, главные из которых:

- возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий;

- осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества;

- демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания.

В процессе применения специальных теорий главное внимание уделяется:

• сфере общества, в которой происходят события;

• анализу механизма функционирования сферы;

• анализу процессов, происходящих в данной сфере общества;

• решению возникающих специфических проблем. Специальные теории органически сочетают:

• теоретический уровень исследования;

• практический уровень исследования (анализ текущих практических данных).

Социологическая теория СМИ, опираясь на общую, представляет собой так называемую теорию среднего уровня, или частную социологическую (в отличие от общей теоретической социологии). Эта теория формируется на стыке общей социологии и теории журналистики, «подпитывается» и проверяется на практике при помощи эмпирических исследований.

8) Эмпирические исследования в журналистской деятельности и их виды.

Эмпирические социологические исследования — один из способов отслеживать реальное положение в СМИ. По целям исследования делятся на разведывательные, описательные и аналитические. В этом ряду выделяют и экспериментальные, которые отличаются от других тем, что здесь исследователи активно вмешиваются в изучаемую ситуацию, вводят в нее так называемые экспериментальные переменные (характеристики), с тем, чтобы наблюдать их воздействие.

В эмпирических исследованиях устанавливают статистическую связь (корреляцию) между характеристиками социально-демографическими и территориальными (пол, возраст, уровень доходов, квалификация, должность и т.п., тип поселения и место проживания) и пользовательскими (например, наличие дома или на работе доступа к Сети, регулярность, время, затрачиваемое на ее посещение, и т.п.), выявляются благоприятные и неблагоприятные с этой точки зрения регионы страны или земного шара, благополучные и неблагополучные группы населения, их отношение к проблемам доступности информации, шире — участия в коммуникациях.

Среди эмпирических исследований можно выделить два вида. Первый — обследования, второй — собственно научные исследования. Обследования представляют собой такую процедуру по сбору социальной статистики, в результате которой получают описание легко фиксируемых характеристик: использования каналов массовой информации, некоторых потребительских и социально-демографических показателей.

Собственно научные социологические эмпирические исследования посвящены более сложным вопросам. Они не только устанавливают отдельные характеристики, но и нацелены на выявление, объяснение связи между ними (например, как чтение общественно-политических газет влияет на осознанность и активность электорального поведения). При этом исследователей интересуют и факты поведения или обладания какими-либо благами, средствами, и мотивы поведения — обращения к СМИ, выбора, оценку, каналов и т.п.

К разведывательным исследованиям относят те, в которых берутся за выявление слабоизученных объектов или характеристик. Так, например, сегодня крайне мало известно, что думают люди по поводу необходимости и целесообразности своего участия в коммуникациях, в том числе — по каналам Интернета. Выявление вариантов отношения к этому имеет смысл начать с небольшой выборки, возможно — с нескольких фокус-интервью. А далее можно было бы перейти к описательному исследованию, скорее всего методом массового опроса.

Описательное исследование, по определению, ставит целью выявить и описать частоту распределения тех или иных характеристик в изучаемом массиве или их вариаций. Например, в результате такого исследования могут быть получены статистические факты, какова средняя частота чтения конкретных газет в различных группах населения.

Аналитическое исследование нацелено на выявление статистических (совместное присутствие признаков) или причинно-следственных связей между явлениями, характеристиками объектов. Оно дает объяснение происходящего, устанавливает имеющие место в жизни закономерности. Часто необходимо установить сложные сочетания множества характеристик и среди них — те, что определяют тип сознания, поведения. Так, важно выявить, какие типы интересов, направленных на СМИ, свойственны различным группам населения. Это помогло бы развеять мифы относительно ожиданий аудитории, сложившиеся в сознании журналистов.

По тесноте связи с практикой исследования делятся на теоретико-прикладные и прикладные (в американской традиции — академические и коммерческие). Прикладные непосредственно обслуживают нужды практики. Так, рейтинговые исследования, т.е. те, в которых устанавливается величина аудитории конкретных каналов, передач, составляют сегодня подавляющее большинство в сфере социологии СМИ. Это типичные прикладные исследования: на основе их данных рекламодатели и руководители медиаорганизаций принимают практические решения (например, о переносе места передачи в сетке вещания с целью увеличить ее рейтинг). По своей методике и технике, задачам и содержанию, высокому уровню стандартизации в соответствии с международными требованиями, объему выборки и, по существу, индустриальному способу организации такие исследования следует выделять в особую область — медиаизмерения.

Теоретико-прикладные исследования нацелены на постижение социальных закономерностей — устойчивых, повторяющихся связей между явлениями и процессами.

3.

9) Количественное социологическое исследование и его виды.

В количественных исследованиях получают данные в виде статистических показателей, которые отражают распространенность (частоту появления) тех или иных характеристик среди множества объектов, характер и меру связи между характеристиками. Эти исследования проводятся на большом массиве объектов (людей, текстов). Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

- опросные методы;

- анализ документов;

- наблюдение;

- социологический эксперимент.

Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

Назначение опроса - сбор сведений о состоянии общественного (коллективного) мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов (бесед) с социологом. В зависимости от способа контакта с опрашиваемыми количественные опросы делятся на интервьюирование (очный или телефонный контакт) и анкетирование (заочный). Также можно выделить опрос уличный – опрос покупателей периодической печати прямо возле киосков.

Очное интервью (face-to-face interview) может проводиться по месту жительства (так поступают во всех опросах общественного мнения) или по месту работы.

В последние годы в мировой практике все чаще прибегают к опросу по телефону, где, с одной стороны, сохраняется непосредственный, хотя и более бедный по сравнению с очным, контакт с опрашиваемыми (респондентами), с другой — может быть достигнута более полная степень возврата, чем в анкетировании. Телефонный опрос с применением специальных компьютерных программ называется компьютеризованным телефонным интервью (Computer Assisted Telephone Interviewing, CATI). Компьютеры производят случайный отбор номеров, обслуживают режим многократного обзвона попавших в выборку, фиксируют ответы и проводят статистическую обработку полученной информации. По телефону можно проводить так называемые одновременные оперативные опросы (coincidental survey) выявлять, например, сколько телевизоров и на каких каналах включены в данный момент у тех, чьи телефоны попали в выборку: По телефону можно провести и более длительное интервью, например опрашивать читательскую панель, прочитан ли определенный номер газеты, что в нем понравилось, что — нет, каковы пожелания и т.п.

Анкетирование, т.е. заочный опрос, включает три основных вида в зависимости от способа контакта с опрашиваемыми (респондентами): почтовое, раздаточное и прессовое, в последние десятилетия добавилось анкетирование в Интернете. Раздаточное анкетирование можно провести по месту жительства (это позволит увеличить возврат), в местах скопления людей, нужных для опроса. На выставке прессы можно опросить специалистов по проблемам развития газетного дизайна, а на выставке книг — раздать читателям анкеты, посвященные выяснению их вкусов, оценок конкретных произведений и т.п. Особенность всех видов анкетирования — применение так называемых самозаполняемых вопросников (self-administrated, self-completioned questionary). Причем важно не только максимально понятно формулировать вопросы и варианты ответов, но и снабжать анкету необходимыми техническими примечаниями: как выбирать ответы (один или несколько), как отмечать свой выбор и т.п. Преимущество анкетирования — экономия времени и расходов на оплату интервьюеров, а также возможность минимизировать их влияние на поведение опрашиваемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: