Первородство факта над теоретическим знанием и самое главное – способно глубоко вскрывать причинно-следственные связи как между фактами, так и между порождающими их процессами

Таким образом, социологическое мышление по своей природе альтернативно, плюралистично, иронично по отношению к себе, оно допускает разные пути к истине и ставит под сомнение

первородство факта над теоретическим знанием и самое главное – способно глубоко вскрывать причинно-следственные связи как между фактами, так и между порождающими их процессами.

Особенностью профессионального сознания журналиста является, пользуясь терминами И.П. Павлова, органичное соединение «художественного» и «мыслительного» типов высшей нервной системы. Сам объект деятельности журналиста (жизнь социума и человека в нем) и ее цель (воздействие на сознание и поведение аудитории) требуют сложного и противоречивого сочетания понятийного и образного, объективного и субъективного начал. Внесение в эту конструкцию социологического сознания страхует журналиста от избыточной субъективности и упорядочивает эмоционально-эмпирическое восприятие действительности. Грубо говоря, чувства, оплодотворенные интеллектом, становятся острее, глубже, многомерней. Социологическое мышление несовместимо с безнравственностью и социальной безответственностью

Журналистская информация опосредуется социальнымифакторами, теориями, принятыми в обществе, а также мышлением ивзглядами автора. Социологическое мышление позволяетжурналисту создавать «картину жизни» более адекватную действительности, более свободную от эмпирики и стереотипов. Свобода журналистазаключается в способности видеть и понимать мир в истинномсвете, а это делает журналиста не только независимым в суждениях, но и уверенным в себе.

Становясь постоянной характеристикойличности, социологическое сознание, с одной стороны, страхует егоот влияния ненадежных источников информации и с другой –ставит интеллектуальные и нравственные преграды выводам,основанным на неполных или тенденциозных сведениях. В этомгарантия высокого качества материалов и доверия к ним аудитории.

Социологическое мышление проявляется как разумное самоопределение в отношении к аудитории. У журналиста естьвыбор между отношением к ней как к средству, «вещи», товару, серой массе, объекту манипулирования – или как к ценности,сообществу людей, которые по личностным характеристикам равны самому корреспонденту и чьи интересы он ставит вышесобственных.

Социологическое мышление как одно из проявлений научногомировоззрения состоит прежде всего в способности личности ккритическому восприятию действительности, в том числе исобственного строя мысли, ставшего привычкой и повседневнозакрепляемого профессиональной деятельностью и обыденнымобщением.

Культура социологического мышления выражается в умении заново оценивать свой профессиональный опыт и корректироватьгражданскую позицию. Необходимость вторичной социализациидля журналиста диктуется не только изменениями времени и среды, но и мобильной сущностью профессии. Социологическое мышление беспощадно ставит вопрос о том, кому служить и с какой целью,какую профессиональную идеологию исповедовать. Обыденное,или тенденциозно-ригидное, сознание всегда ищет (и обязательнонаходит) ту моральную ширму, за которой можно спрятать своюсовесть, оправдать любое поведение. Социологическое мышление, напротив, требует от самосознания журналиста, его Я-концепциипрямых ответов, а не самооправдания. Социологическое мышление перестраивает весь внутренниймир журналиста. Оно приучает сотрудника редакции постояннопознавать самого себя, опираясь на научные знания, контролироватьсвое сознание и эмоции, оценивать бессознательные проявленияпсихики, вырабатывать необходимые для жизни и труда установки,ценностные ориентации и профессионально-нравственныекритерии.

2) Позитивизм как социально-культурная концепция классической социологии. Критерии научного знания при количественном подходе.

3) Журналистика и массовая коммуникация: определение понятий (социология журналистики и социология массовой коммуникации).

Социологии журналистики не впервые приходится самоопределяться в системе научных, а также учебных дисциплин. Сегодня на это неизбежно наталкивают по крайней мере следующие обстоятельства:

■ возникновение новых каналов коммуникации, в том числе с достаточно сложной для анализа структурой, например Интернета, который представляет собой универсальную по разнообразию видов коммуникаций медийную среду;

■ появление (в России зачастую запоздалое) и расширение областей практической деятельности, имеющих дело с разными видами коммуникаций и ждущих от теоретиков «подсказок» для оптимизации использования коммуникативных средств (реклама, менеджмент, маркетология, политтехнологии, связи с общественностью);

■ развитие отдельных сфер прикладных исследований (например, медиаметрии), которые частично пересекаются с социологическими исследованиями.

Предметом социологии СМИ является их функционирование как вида массовых коммуникаций, социальные последствия такого функционирования.

Социологический подход к СМИ характеризуется такими чертами:

■ единство теоретического обоснования должного и эмпирического выявления реального места СМИ в разных сферах общественных отношений;

■ изучение проблем и реальных результатов функционирования СМИ на разных уровнях организации социума: личность, группы, общество, человечество, социальные институты;

■ учет конкретно-исторических обстоятельств, условий и факторов функционирования СМИ в разных странах.

«Коммуникация есть процесс, в котором индивид или группа передает стимулы преимущественно словесного характера, чтобы изменить поведение другого индивида или группы». К. Ховленд.

Массовая коммуникация — процесс обращения массовой информации.

В ответ на исследовательскую и практическую необходимость видеть систему социальных коммуникаций в целом, во всем ее многообразии; понимать сущность, функции, многосоставность, своеобразие каждого из видов общения возникают новые науки: коммуникология (теоретическая — о месте и роли социальных коммуникаций в обществе) и коммуникативистика (прикладная — о методах и приемах коммуникативной деятельности). Одновременно возникает интегрированная социология коммуникаций, которая во многом пересекается с коммуникативистикой, но имеет свой предмет. Она изучает функционирование разных систем средств информации как процесс социальной коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: