Раздел 9. Период обучения грамоте как составная часть курса русского языка

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Общее содержание учебной работы (обзор), периодизация обучения, типология уроков и их отражение в учебных пособиях, букварях и прописях (общее знакомство).

Подготовительный период обучения грамоте: задачи, содержание и организация обучения. Освоение первых лингвистических понятий: речь устная и письменная, предложение, слово, слог, звук, буква. Способы знакомства со звуковой системой языка и формирования первоначальных фонетических умений. Организация знакомства с первыми буквами. Формирование гигиенических привычек, необходимых при письме, и подготовка детей к письму. Задачи, содержание и организация работы над словом: проведение наблюдений над значениями слов, игр в слова и со словами, словарно-логических упражнений. Обучение выражению мыслей путем построения предложений. Использование моделей предложения для «записи» мысли и ее грамотного оформления. Построение уроков обучения грамоте в подготовительный период. Подготовка учителя к уроку.

Основной период обучения грамоте: задачи, содержание и организация различных направлений работы.

Формирование умения слышать звучащее слово: общие требования к работе, методика проведения звукового анализа слов, технология использования звуковых моделей, игр со звучащим словом.

Особенности графики русского языка как основа ее изучения в начальных классах. Последовательность изучения букв, приемы, обеспечивающие их освоение. Знакомство с нормами графики в период обучения грамоте. Знакомство детей со способами обозначения твердости/мягкости согласных и их практическое освоение при обучении чтению и письму. Способы обозначения звука [j] в русском языке; последовательность знакомства с ним, принятая в 1–2 наиболее распространенных букварях. Изучение букв Е, Е, Ю, Я, Й, специфика обучения чтению и письму слов с этими буквами. Первоначальное знакомство с использованием разделительных знаков (при обучении чтению). Трудности, возникающие у детей, и пути их предупреждения и преодоления; решение проблемы в различных букварях.

Приемы обучения чтению разных типов слогов, слов (в том числе игровые); использование двух видов чтения: орфографического («как написано») и орфоэпического («как говорим»). Организация чтения предложений и текстов для формирования технической стороны навыка чтения и умения понимать прочитанное. Приемы развития пунктуационной зоркости первоклассников. Требования к технической стороне умения читать и способы проверки техники чтения.

Организация работы по формированию речевых умений.

Обучение каллиграфии, графике и элементам орфографии как компонентам обучения письму.

Построение уроков в основной период обучения грамоте. Подготовка учителя к уроку, использование различных методических материалов при составлении конспекта урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: