double arrow

Журналистике

Развитие - общенаучное понятие, рассматривается как процесс движения от простого к сложному, от низшего к высшему, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, движение по восходящей линии от исходного качества к новому; рассматривается и как процесс духовного преобразования во всех значимых для личности сферах.

Развитие рассматривается философами как необратимое, направленное, за­метное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. В результате развития возникает новое качество, состояние объекта. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Процесс (лат. processus - продвижение, движение вперёд, изменение) - ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии; закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития.

Процесс развития обусловлен основными методами научного познания – «творческой деятельности субъекта, ориентированной на получение достоверных знаний о мире» такими, как дедукция - переход от знания общего кзнанию частному или единичному и индукция - переход от единичного и частного к общему.

В психологии развитие личности - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности.

Процесс развития личности и её способностей непосредственно связан с наличием противоречий – взаимодействии противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

Проблема обучения творчеству, развития литературно-творческих способностей ребенка связана с разрешением следующих противоречий:

- между стремлением подрастающего поколения к творчеству и невозможностью его осуществления без достаточного знания и опыта;

- между необходимостью развития творческих способностей детей и юношей и недостаточной готовностью воспитателя к решению педагогических задач творческого характера;

- между необходимостью определения образов, правил, норм деятельности и невозможностью жёсткой регламентации, алгоритмизации, технологизации педагогического процесса.

Дляразрешения данных противоречий В.И. Загвязинский предлагает:

- создавать условия, благоприятствующие проявлению творчества;

- обучать умению использовать реальные источники педагогического творчества:достижения психолого-педагогической науки, передовой педагогический опыт;

- вводить в учебный процесс специальные элементы, ориентирующие в творческой деятельности (нежёсткие правила, эвристические программы, рекомендации);

- использовать систему организации творческой деятельности в коллективной и внеаудиторной работе.

Л.П. Тряпицына подчёркивает, что учитель или воспитатель должен способствовать появлению потребности в творческом поиске; поисковой учебно-творческой деятельности обязательно должна сопутствовать положительная мотивация; педагогу необходимо предусмотреть вариативные пути организации программного материала в соответствии с индивидуальными способностями детей.

Таким образом, решение проблем обучения творчеству непосредственно зависят от педагогических условий.

В философии условие - то, от чего зависит нечто другое (обусловливае­мое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Чаще всего условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающей как внешние, так и внутренние факторы.

Поэтому к педагогическим условиям развития творческих способностей детей возможно отнести условия, осознанно создаваемые в педагогическом процессе и направленные на формирование и реализацию необходимых качеств данного процесса:

- творческая образовательная деятельность требует осознания целей поиска, активного воспроизведения ранее изученного, потребности к пополнению недостающих знаний, самостоятельного поиска, внимания, воображения, вдохновения (В.Г. Рындак);

- создание творческого климата, способствующего воспитанию готовности к восприятию нового и необычного, стремления использовать и внедрять творческие достижения других людей. Решающую роль в этом играет позиция самого преподавателя, его творческий энтузиазм, его доброжелательность, создаваемая им атмосферасвободы мысли и самоопределения (И.Я. Лернер).

Выделяется следующие приёмы достижения цели создания определённого нравственного и эмоционального климата на занятиях с детьми в журналистике:

- первоначально давать легко доступные творческие задания; проявлять интерес к действиям детей; признавать и поощрять множественность вариантов ответов;

- раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного; поощрять чувство предвосхищения и ожидания, поддерживать на занятии чувство ожидания; знакомое сделать снова незнакомым (рассмотреть с другойточки зрения);

- строить предположения на неограниченных данных.

Динамизм структуры читательских и литературно-творческих способностей обнаруживается в появлении новых и изменении значимости уже имеющихся компонентов в процессе развития этих способностей в онтогенезе. Данноеположение позволяет выявить уровни развития литературно-творческих способностей подрастающего поколения:

- креативный - самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы. Найденные закономерности подвергаются доказательству путём анализа их исходного генетического основания. Действие индивида приобретает порождающий характер;

- эвристический - деятельность принимает творческий характер. Имея достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит к открытию новых, оригинальных, внешне остроумных способов решения. Каждая найденная закономерность переживается как открытие, творческая находка;

- стимульно-продуктивный - деятельность может иметь продуктивный характер, который определяется действием какого-либо внешнего стимула. Высшие -проявления на этом уровне отражают высокий уровень развития умственных способностей (по Д.Б. Богоявленской).

Выделяются следующие уровни развития литературно-творческих способностей подрастающего поколения в печатной журналистике:

- креативный - характеризуется продуктивно-созидательной деятельностью, сопряжённой с преобразованием и самореализацией личности. Литературная деятельность авторов рукописных и печатных изданий приобретает качество оригинального литературного творчества, характеризующегося субъективной новизной;

- поисковый - имеет ярко выраженную личностную эмоциональную окраску, деятельность носит позитивный и продуктивный характер. Литературная деятельность авторов газет и журналов характеризуется самостоятельностью, направленностью на развитие литературно-творческих способностей, поиском новых способов и приёмов работы с текстом;

- ситуативный - определяется совокупностью обстоятельств, инициирующих спонтанную творческую деятельность. Литературная деятельность авторов рукописных и печатных публикаций обусловлена волевым началом, имеет условно-стимульныйый характер.

Для оценки литературно-творческих способностей детей и юношества и процесса их развития в условияхих участияпечатных изданиях, необходимо выделить их критерии - признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки.

Критерии литературно-творческих способностей подрастающего поколения в газете и журнале основывались на исследованиях по теории личности, теории деятельности и теории мотивов деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).

Выделяются следующие критерии литературно-творческих способностей:

- мотивы - побудители деятельности, складывающиеся под влиянием жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы;

- знания - результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий; знания являются органическим единством чувственного и рационального, на основе знаний вырабатываются умения и навыки; являясь составной частью мировоззрений человека, знания в большей мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей;

- умения - возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Приобретаемые человеком умения не только определяют качество деятельности и обогащают его опыт, но могут стать свидетельством уровня общего умственного развития человека, качеств его ума. Лёгкость и быстрота овладения умениями указывает на высокий уровень способностей данного чевека;

- эмоции - отражают в форме непосредственных переживаний значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Формирование эмоций человека - важнейшее условие раз­вития его как личности. Высший продукт развития эмоций человека - чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуаций.

Данные критерии были взяты за основу для разработки характеристики развития литературно-творческих способностей детей и юношества в процессе их деятельности в газете и журнале (см. Приложение 3).

Можно выделить два направления современного развития литературно-творческих способностей подрастающего поколения:

- Первое - под руководством профессионалов, будь то педагоги или профессиональные журналисты и литераторы, где имеется выход в виде разнообразной печатной продукции, а творческие объединения находятся под эгидой администраций различного уровня - от конкретных образовательных (школьных и внешкольных учреждений) до администраций городов, районов и области. Соответственно, для первого, достаточно условно выделенного направления характерна профессиональная работа с авторами.

- Второе направление развивается стихийно, реализуясьв неформальной, часто «самиздатовской» литературе. Для второго направления характерна «тусовочность», порой вольность тем и способов высказывания, «неприглаженность» стиля, иногда осознанное желание эпатировать читателя.

Содержание работ обоих направлений характеризует искренность и правдивость высказываний, поиск ответов на «вечные» вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: