Первый закон о печати. В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати»

В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной — отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Тем не менее, реформа способствовала росту печати, особенно либерально-буржуазного типа.

В судьбе русской журналистики суровую роль сыграл 1866 г. В связи с покушением революционно настроенного молодого человека Д. Каракозова на царя - русское правительство перешло к жесткой реакции: закрыло в 1866 г. два лучших прогрессивных журнала: «Современник» и «Русское слово».

Революционная демократия постаралась возродить прогрессивную журналистику, и это ей удалось, преодолев ряд трудностей. Бывший редактор «Русского слова» Благосветлов с конца 1866 г. стал издавать демократический журнал «Дело», а Некрасов — редактор «Современника» — в 1868 г. приступил к изданию журнала «Отечественные записки», взяв его в аренду у Краевского. Сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публицистики, рассчитанного на мыслящих людей, интеллигенцию. Определенная часть публицистов журналов и газет, все чаще начинает обращаться к вопросам религиозно-нравственного порядка (Ф.М. Достоевский, и др.). Появилось групповое руководство журналами.

Одновременно растет газетное дело, увеличивается число ежедневных изданий разного типа.

Русские революционеры уже в 1868 г. приступили к изданию ряда бесцензурных нелегальных революционных газет и журналов, сначала в эмиграции, а затем и в самой России.

Система русской печати стала еще более разветвленной и сложной. По-прежнему она складывалась из трех основных направлений: консервативно-монархического, либерально- и демократического.

Монархическая была представлена прежде всего изданиями Каткова — лидера русских журналистов-консерваторов-монархистов («Русский вестник», «Московские ведомости»), князя В.П. Мещерского («Гражданин»), А.С. Суворина («Новое время») и др.

Либеральная печать была заявлена, наибольшим числом изданий: «Вестник Европы», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости», «Новости и биржевая газета», значительная часть провинциальной прессы (Одесса, Воронеж, Казань, Иркутск). К этой группе примыкали появившиеся во второй половине XIX в. массовые, дешевые издания для простонародья: «Петербургский листок», «Развлечение». Массовая аудитория вызвала к жизни различные еженедельники (юмористические, иллюстрированные, спортивные, театральные). Подобные издания выпускали также и либеральные деятели. Развлекательный, коммерческий характер ряда изданий маскировал их буржуазную (а иногда и монархическую) сущность. Развитие капитализма после реформ 1860-х годов определило интенсивное появление различных типов буржуазной журналистики.

По-прежнему ведущее положение (по содержанию) занимала печать демократическая, она наиболее последовательно защищала интересы основной массы трудящихся города и деревни. Борьба против остатков крепостничества, угнетения, капиталистов, составляла главное содержание передовой демократической журналистики, и прежде всего в «Искре» и «Отечественных записок» — лучшего журнала пореформенной эпохи.

Издания и личности. «Отечественные записки» Некрасова

1866г – арендуют журнал у Краевского. Журнал «Отечественные записки» возглавил Некрасов. В качестве соредакторов выступали Салтыков-Щедрин и Елисеев. Они были демократичны и враждовали с остатками крепостничества. Выступал против обезземеливания крестьян, против сословной неравноправности, высоких налогов, выкупных платежей за землю. Вместе с тем журнал протестовал против новых эксплуататоров — предпринимателей, пришедших на смену крепостникам.

Будучи легальным журналом, «Отечественные записки» поддерживали тех деятелей, которые в подполье вели борьбу с самодержавием, особенно в годы второй революционной ситуации конца 70-х годов. Публиковали поэмы Некрасова «Русские женщины», посвященной декабристам и их женам, отправленными в сибирскую ссылку, каторгу. Поддерживали революционеров. Известное внимание «Отечественные записки» уделяли марксизму. Уже в 1868 г. они дали информацию о выходе книги «Капитал» К. Маркса на немецком языке. Сильны были в литературной критике. Здесь выступали Писарев, Салтыков-Щедрин и Михайловский. Все они были сторонниками реализма. Журнал постоянно печатал обозрения иностранной жизни уделял внимание проблемам славянских стран, особенно освободительной борьбе болгарского народа.

Особую роль в журнале «Отечественные записки» играла сатирическая публицистика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Все жгучие проблемы русской жизни нашли отражение в циклах сатирика: «Дневник провинциала в Петербурге» (здесь он называет С-П. ведомости старейшей пенкоснимательницей, а её корреспондентов болтунами и хищниками), «Благонамеренные речи», «Письма к тетеньке» (о газете «Помои») и др. Сатирик часто прибегал к фантастике, иносказанию, в нелепом виде изображал бюрократов. Он много внимания уделил характеристике либерально-буржуазной прессы, заклеймив ее продажность в очень точном названии газеты «Чего изволите?». Пародии его в сатирических очерках, опубликованных в «Отечественных записках» («В среде умеренности и аккуратности»(рисует образ Тряпичкина - как продажного писаку), «Современная идиллия» и др.). его знаменитая фраза: «Их продажность поражает их поражение». Закрыло журнал царское правительство в 1884 г.

К демократическим изданиям этой поры принадлежит журнал «Дело» и газета «Неделя».

«Дело» и «Неделя»

Журнал «Дело» уделял больше внимания вопросам науки, молодежи и женщинам, положению рабочего класса. Иностранную хронику успешно вели: сообщения передавались из горячих мест Европы, Северной Африки и несли на себе яркий репортерский отпечаток. Преодолевая особенно жесткие цензурные условия (материалы «Дела» подвергались вопреки закону предварительной цензуре). Газета «Неделя» в1868 г. собрала интересный состав сотрудников, таких как А.И. Герцен. Вся демократическая печать последней трети XIX в. испытывала сильное влияние народнических идей. Народники видели социализм в крестьянской общине, не придавали значения классовой борьбе.

Бесцензурные периодические издания

Издавались за границей — журнал «Община» и первую революционную газету для народа «Работник».

П. Лавров и его сторонники издавали в 1873—1875 гг. журнал и газету под названием «Вперед!». Однако печать в эмиграции не удовлетворяла нужды революционного движения, и с 1878 г. создают тайные типографии и нелегальные периодические органы в самой России. Газета «Начало» была первой революционной газетой, издававшейся в стране. «Народная воля» — газета целенаправленная. Она отличалась тем, что отражало жизнь и деятельность революционеров-террористов. Факты революционной борьбы подавались с налетом сенсационности. Можно сказать – газете удалось 1 марта 1881 г. покушение на жизнь Александра II. Покушение позволило правительству расправиться с самим революционно-народническим движением и ослабить легальную демократическую прессу. Особенно ухудшилось ее положение после введения новых Временных правил о печати 1882 г.

«Вестник Европы»

В это время начинают играть заметную роль такие журналы - ежемесячники, как буржуазно-либеральный «Вестник Европы», «Русское богатство» и «Русская мысль». Они отстаивали реформаторский путь преобразований в стране, стремились к смягчению социальных противоречий. Введение конституции было главным политическим идеалом либеральной журналистики. Они сохраняли традиционный литературный отдел. Наиболее крупный из них — «Вестник Европы», возникнув в 1866 г. как преимущественно исторический журнал, издавался М.М. Стасюлевичем — отставным профессором истории Петербургского университета. Первую часть каждого номера занимали беллетристика, статьи и очерки научного характера; вторая часть под названием «Хроника» включала в себя традиционные обозрения внутренней, иностранной жизни, литературную критику, и известия.

В журнал писали: Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Островский, А. Толстой и др. Печатался искусствовед В.В. Стасов. и Э. Золя как критик и обозреватель французской жизни («Парижские письма»). Многие сотрудники признавали трудное положение крестьян в пореформенный период, видели недостаток в отсутствии рабочего законодательства, ограничивающего эксплуатацию, тяжелое финансовое положение страны, недостаток образования, слабость местного самоуправления. Но одновременно журнал отрицал революционный путь преобразований. Все проблемы надеялся решить с помощью реформ и дарованием конституции. Эти журналы были популярными среди слоев интеллигенции. Тираж «Вестника Европы» в лучшие годы доходил до 14 тысяч экземпляров.

В пореформенные годы растет газетная печать, но легально могли издаваться газеты только монархические и либерально-буржуазные. Лидирующую роль среди русских консервативных газет по-прежнему играют «Московские ведомости» Каткова. Он открыто защищал интересы дворянства, монархии, порицал любые проявления свободомыслия, требовал от правительства крутых мер.

«Русские ведомости»

Среди умеренно-либеральных газет становится все авторитетнее московская газета «Русские ведомости». Здесь постепенно формулировать принципы будущей кадетской партии. В газете сотрудничают: Г. Успенский, Михайловский, Короленко, революционный эмигрант П. Лавров, репортер В.А. Гиляровский и др. Издавалась газета до 1918 г. в 90 е годы соперницей толстого журнала становится газета.

,Издания и личности.

Чехов. «Осколки»

В 80-е годы началась литературная и журналистская деятельность А.П. Чехова. Первоначально Чехов сотрудничал в юмористических еженедельниках Москвы («Стрекоза», «Будильник» и др.), но вскоре был приглашен в юмористический петербургский журнал «Осколки». Писатель вел в «Осколках» фельетонное обозрение «Осколки московской жизни», где затрагивал многие злободневные вопросы, (ловля женихов, обжорство на масленице), но эти темы его не устраивают. Он хочет писать о проблемах – в том числе и положение московской печати, вступившей в полосу предпринимательства. В его рассказах 80-х годов ярко запечатлен тип журналиста-приспособленца, утратившего благородные черты работника печати («Тряпка», «Тсс», «Корреспондент», «Сон репортера» и др.). Он хорошо отбирал и описывал факты.

С 1886 г. Чехов становится сотрудником газеты «Новое время». Здесь им напечатаны статья о русском путешественнике Н.М. Пржевальском, путевые зарисовки «Из Сибири», и некоторые другие. Писатель организовал в газете «литературные субботники» и внедрил в журналистику жанр небольшого рассказа-новеллы.

В «Русской мысли» он заведовал отделом беллетристики и впервые опубликовал здесь очерки «Остров Сахалин». Эти очерки, вышедшие вскоре в виде отдельной книги, вошли в золотой фонд русской публицистики. Книга с точность научного исследования описывает пренебрежение правительства к богатой окраине России, превращенной в каторжную тюрьму. Не мог смириться писатель и с тем, что жизнь каторжников и населения Сахалина определяется не законом, а произволом администрации. Жизнь на острове напоминает ему крепостничество. Он пишет о тяжелом положении женщин, детей, местного туземного населения на Сахалине; осуждает недостатки исправительной системы, экономическую отсталость края, отсутствие медицинской помощи. Но он показал высокие моральные качества русского народа, особенно сибиряков-первопроходцев. В 1902 году чехов отказывается от звания академика в протест царизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: