double arrow

Cвобода печати и журналистской деятельности. Гласность

ЛЕКЦИЯ 12

Cвобода печати является одной из ценностей цивилизации, наряду с другими - такими, как свобода совести, свобода духа, свобода мысли. В теории журналистики существует несколько концептуальных подходов к проблеме свободы печати, каждый из которых возник в определенном историческом контексте.

Лозунг свободы печати возник в конце средних веков, в период оформления журналистики в качестве социального института.

Революционно-демократический подход к свободе печати возник в среде буржуазии в период борьбы с феодальным строем. Идеи данной концепции выражены в статье К. Маркса «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания» (1842). Автор утверждает революционность печати - революция совершается сначала не в материальной, а в духовной сфере, а пресса - самое свободное проявление духа. Это утверждение было основано на опыте буржуазно-демократических преобразований в Европе, которые произошли при непосредственном участии журналистики. Свободная печать исторична, - отражает реалии своего врвемени и способствует разрешению социальных противоречий. Революционность и историчность объединяются понятием народность - пресса служит интересам большинства граждан. К. Маркс утверждает, что свобода печати должна быть абсолютной - абсолютно независимой от власти.

Предпринимательский подход к свободе печати - буржуазное толкование свободы печати, свобода печати как «промысловая свобода». К.Маркс пишет в указанной статье, что «свобода печати состоит в том, чтоб не быть промыслом» - т.е. писатель должен зарабатвать, чтобы существовать и писать, но не должен существовать и писать, для того, чтоб зарабатывать. Предпринимательский подход к свободе печати означает скрытый конфликт между свободой журналистского творчества и коммерческими интересами cобственника издания.

Классово-политический подход к свободе печати актуализируется в моменты социальных конфликтов и основан на объективной дифференциации общества. Правящие классы не желают разделить монополию на прессу с низшими классами, которые борются за политические права. Данный антагонизм присутствует в идеологии пролетариата, который стремится отнять власть и собственность у буржуазии. Эти идеи выражены в статьях В.И. Ленина. В статье «Партийная организация и партийная литература» он заявил о принципиальной невозможности существования абсолютно свободной печати, и провозгласил подчиненность партийной литературы (печати) партийному контролю.

С.Г. Корконосенко подчеркивает, что в современной общественной ситуации в России классово-политическое решение вопроса о свободе печати зачастую модифицируется в административно-политическое - имеется ввиду возвращение в практику привилегий для государственной власти.

Нормативно-правовой подход к свободе печати предполагает точное определение взаимных обязательств, возможностей и ответственности прессы, государства, юридических лиц и граждан.

Он закреплен в национальных законодательствах, международных договорах, административных решениях, этических кодексах. Первый закон о СМИ в РФ «О печати и других СМИ» принят в 1990. В его основу была положена свобода массовой информации, отмена цензуры и правовое регулирование журналистской деятельности. С 1992 г. в РФ действует закон о СМИ.

Термин гласность употреблялся в России для обозначения информационной открытости общества. Историки журналистики находят зарождение данного явления в старославянских городах, где существовала традиция выносить на всеобщее обсуждение спорные вопросы коллективного существования. Борьба за гласность обычно ведется оппозиционными силами, которые стремятся лишить правительство привилегий в области социально-значимой информации. Гласности уделялось большое внимание в марксистско-ленинской теории. В данной концепции журналистика и гласность включены в систему политико-властных отношений.

В 80-е гг. ХХ в. понятие гласность вызвало внимание не только отечественной, но и мировой общественности, став символом этапа преобразований, который получил название перестройки.

В 90-е гг.были сформулированы научные подходы к обеспечению гласности:

- открытость в деятельности государственных и общественных организаций;

- наличие статистики, соответствующей международным стандартам;

- существование развитой социологической службы;

- доведение с помощью СМИ до сведения широкого круга лиц альтернативных, авторских концепций решений социально значимых вопросов;

- превращение СМИ в трибуну общественного мнения;

- открытость в отношении прошлого и настоящего страны (открытые доступы к архивам, публикация документов министерств и ведомств);

Функции гласности, по мнению проф. С.Г. Корконосенко, определяются с опорой на социологические источники. В политическом плане к функциям относятся демократизация общества и создание механизмов для участия граждан в решении государственных и иных существенных вопросов, в социальном - реализация эффективных форм общественного контроля, в социально-психологическом - воспитание высокой политической культуры у населения.

Социальными эффектами гласности можно считать углубленное познание общества с помощью прессы- незаменимого для социальной системы инструмента самопознания. C практическим решением поднимаемых в СМИ вопросов связан эффект социального действия. Журналист несет ответственность за публикации, морально ответственен за исход дел, которые стали предметом общественного внимания. Эффектами гласности можно считать также укрепление связей между органами управления и рядовыми гражданами и плюрализм (мнений, различных идеологий, партий, форм собственности, религиозных взглядов и т.д.).

Гарантами гласности выступают политическая воля руководства страны, законодательная база информационных процессов (правовое обеспечение доступа граждан к информации), экономическая и материально-техническая база гарантий. К гарантиям гласности относится также политическая, этическая и профессиональная культура участников информационных обменов.

Литература

Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе: Настольная книга по этике прессы. Тарту,1992. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ) / Под общ. ред. М. А. Федотова. – М., 1996.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. – М., 1996.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Энтин В.Л. Право на информацию/Гласность: мнения, поиски, политика/ М., 1989.

Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. – М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: